Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Лев Николаевич Толстой о мусульманстве


15 марта 1909 года в Ясной Поляне Лев Николаевич написал ответное письмо жене под­полковника русской армии, топографа Ибрагим - ага Векилова (будущего генерал-майора).

"Елена Ефимовна!

Не могу не одобрить желания ваших сыновей содействовать просвещению азербайджанского татарского народа

...Что касается до самого предпочтения магометанства православию и в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения и в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признаками одного догмата, единого Бога и Его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия - Троицы, искупления, таинств, Богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло быть иначе, т.е. не могло не быть того, чтобы магометанство, по отсутствию многих суеверий, заменяющих сущность учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по одному тому, что магометанство возникло на 600 лет позднее христианства и потому магометанство находится в самых выгодных в этом отношении условиях. Ему стоит только откинуть все неестественное, внешнее в своем вероучении, в основу поставить основное религиозно-нравственное учение Магомета, и оно естественно сольется с основами всех больших религий, и в особенности с христианским учением, которое оно признает истиной.

Пишу вам так длинно, потому что думаю, что вы сообщите мои мысли вашим сыновьям, и что мысли эти могут им пригодиться в исполнении их прекрасного намерения. Содействовать очищению религий от всего того, что затемняет те великие истины, которые составляют их сущность, одна из лучших деятельностей, которую может избрать человек. И если ваши сыновья поставят себе эту деятельность целью своей жизни, то жизнь их будет полна и благотворна... Очень буду рад, если мои советы пригодятся хоть на что-нибудь, и вы или сыновья известят меня о своем решении и своей дальнейшей деятельности.

  Лев ТОЛСТОЙ

 

Коротко о семье Векиловых

Необычна и драматична судьба членов этой семьи. В отличие от многих известных азербайджанцев генералов русской армии, Веки- лов был сыном простолюдина, прапорщика Закавказского конно- мусульманского полка. После смерти отца 12 летний Ибрагим Векилов с большими трудностями добирается до Тифлиса с твердым намерением учиться и стать военным. Однако, деревенскому маль­ чику, не знающему русский язык, трудно было рассчитывать на удачу, если бы не помощь и поддержка Мирзы Гусейн Гаибзаде, известного в Тифлисе богослова и просветителя, односельчанина Ибрагима. В сентябре 1866 года Ибрагим был принят на подгото­ вительное отделение "Межевых классов" - среднего учебного заве­ дения - под личную опеку директора Мамлеева, согласившегося обучить мальчика русскому языку. Учеба в "Межевых классах" давала право на поступление в военно-топографическое училище. После окончания средней школы Ибрагим был направлен в Петербургское военно-топографическое училище. В 1879 году в чине прапорщика Векилов приступил к службе в Тифлисе, в штабе Кавказского военного округа. Начинается блестящая карьера профессионального военного топографа. Он возглавляет работу по уточнению Государственной границы России с Ираном. Под руководством Векилова создаются карты ряда районов Кавказа, Крыма. По межгосударственному соглашению России с Турцией проводит работы по созданию топографических карт Карской области. За заслуги перед Родиной Ибрагим ага Векилов награждается орденами Станислава, Анны, Владимира четвертой степени. Одна­ ко, личная жизнь Ибрагима складывается с большими сложностя­ ми. Несмотря на все его заслуги в военной службе, ему отказывают в разрешении вступить в официальный брак с полюбившейся ему русской девушкой. По законам времен царствования Александра III , в России брак мог быть заключен только между единоверцами. Мусульманин не мог жениться на православной, не приняв сам эту веру. Ибрагим не мог решиться на такой шаг. В этом случае от него отвернулись бы все его родственники. Не лучше обстояло дело в семье Елены Ефимовны Ермоловой, дочери мелкого чиновника. Родители резко осуждали выбор дочери и грозились отлучением от семьи, в случае перехода ее в мусульманскую веру. Отчаявшись, Векилов обратился с письмом к обер-прокурору Священного синода, первому советнику Александра III К.П. Победоносцеву. В ответ Векилову предписывалось не только не сметь думать о женитьбе на православной, но была обещана перспектива лишения родительских прав при рождении детей. В1884 году Векилов увозит Елену Ефимовну в Туркестан. Жизнь двух любящих омрачает невозможность узаконить свой брак. В семье уже растут двое сыновей. Неожиданно, в 1891 году Векилова командируют в Константинополь, в распоряжение военного атташе при русском посольстве. В Константинополе Векилов обращается за помощью к болгарскому православному священнику Георгию Мисарову, который венчает их в церкви и выдает соответствующий документ. В это время старшему сыну Борису уже семь лет, младшему Глебу - шесть. Через три года, вернувшись в Россию, Векилов возобновил ходатайство об официальном признании их брака. На этот раз он подал прошение на высочайшее имя Императора Александра III . В 1894 году Александр III , принимая во внимание важность работ, выполненных майором Векиловым за границей, приказал, в виде исключения, "не в пример прочим", узаконить брак. Наступили годы полного семейного счастья. Казалось, что ничто более не омрачит жизнь. В стране нарастало вольнодумие и брожение в умах, что не могло не отразиться на настроениях интеллигенции и прогрессивной молодежи. В 1904 году, наряду с другими царскими указами, был издан "Декрет о свободе вероисповедания", согласно которому граждане Российской империи, по каким-либо причинам перешедшие в другую веру, могли официально вернуться к своей религии. Охваченные идеей просветительства, сыновья Векиловых жаждали помочь азербайджанскому народу. Переход в мусульман­ ство облегчил бы им доступ в среду единоверцев. Обеспокоенные родители отговаривали их от такого решения, убеждая отложить этот, официально разрешенный, но не одобряемый в обществе шаг по крайней мере до получения высшего образования. Терзаемая мучительными сомнениями Елена Ефимовна решила обратиться за советом к Льву Николаевичу Толстому. Выбор этот не был случайным.Свыше 20 представителей прогрессивной азербайджанской интеллигенции состояли в переписке с Толстым, некоторые из них ездили в Ясную Поляну. Толстой был признанным и непререкаемым авторитетом для большинства из них. 2 марта 1909 года Елена Ефимовна написала письмо в Ясную Поляну с просьбой о совете ее сыновьям в сложном вопросе выбора религии. Ответное письмо не замедлило себя ждать (выдержки из письма Толстого приведены выше). Окрыленные моральной поддержкой Л. Толстого и при содействии Муфтия Закавказья сыновья Векило­ вых приняли мусульманство. Старший сын был наречен Фарисом, младший Глеб стал носить имя Галеб. Став инженером, Фарис работал в Петербурге и был активным членом землячества азербайджанцев. Галеб окончил Московское кадетское училище, воевал на фронтах Первой Мировой войны, получил звание пол­ ковника Русской Армии. С началом Гражданской войны многие азербайджанцы - офицеры вернулись в Азербайджан. Созданная в 1918 году на принципах либерально-буржуазной идеологии, первая на мусульманском Востоке Демократическая Республика, нужда­ лась в защите от внешних врагов. Но за 18 месяцев существования Азербайджанской Демократической Республики создать боеспо­ собную армию не удалось. К апрелю 1920 года армия дашнаков стояла уже в 100 км от Баку. Перед реальной угрозой вторжения дашнаков в Баку, национально-буржуазное правительство Азербайджана приняло драматичное для себя решение - обратиться за помощью к большевистской России. 28 апреля 1920 года XI Красная Армия под руководством С.М. Кирова, без единого выстрела вошла в Баку и установила Советскую власть на всей освобожденной ею территории Азербайджана. Обращение к быв­ шим царским генералам и офицерам принять участие в укреплении Красной Армии, было воспринято с пониманием. Однако, неожи­ данно, 16 июля 1920 года, ночью, к дому, в котором жили военные, подъехал грузовик с солдатами. Угрожая оружием, вывели находив­ шихся дома генералов и офицеров, погрузили в грузовики повезли на остров Наргин. Там, глубокой ночью, были расстреляны 13 арестованных. Через несколько дней их родственникам выдали справки, из которых следовало, что эти люди расстреляны по ошибке. Советская власть приносила извинения семьям погибших. На фоне нарастающих репрессий в отношении бывших царских офицеров и специалистов, особенно после отъезда С.М. Кирова братья Векиловы продолжали честно служить своему народу. Но настал и их черед. В1931 году арестовали Галеба Векилова и сослали на строительство Беломорско-Балтийского канала, где он пробыл 4 года. В 1937 году были арестованы оба брата. Галеба расстреляли в том же году. Сосланный в Мордовию, а затем в Караганду, Фарис вернулся в Баку только в 1956 году. Все эти тревожные и драматичные годы семья Векиловых бережно хранила, как самую большую драгоценность письмо Толстого Елене Ефимовне Векиловой. В 1978 году в связи со 150 летнем со дня рождения Льва Николаевича, Фарис передал письмо в музей Л.Н. Толстого, где оно хранится в отделе рукописей в Ясной Поляне.

С . КАСУМОВА

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов