Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


ЛЕЗГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Лезгины имеют свое богатое историческое прошлое, свою культуру. Они в братской семье российских народов активно участвуют в строительстве гармонического общества.
По свидетельству древнеримских, армянских и арабских историков, путешественников, лезгины с древнейших времен проживают на Восточном Кавказе. В течение столетий народам Дагестана, в том числе лезгинам, приходилось отстаивать свою землю, этническую самостоятельность, культуру и язык в борьбе против многочисленных внешних завоевателей (персов, арабов, тюрков и т. д.). Лишь вхождение в состав Российской империи (1813 г.) избавило народы Дагестана от иноземных нашествий и дало им возможность мирного развития.
У лезгин зачатки письменности были еще в древности, но, не получив распространения в общенародном масштабе, она в тех исторических условиях не сохранилась, если не считать отдельных памятников, о которых сообщают арабские авторы ХII - XIII веков Закариа алКазвини, Ион Якут и др.
В VIII - ХIХ веках лезгины, пользуясь арабской графикой и внеся в нее незначительные коррективы, связанные с фонетикой, пишут на родном языке. Таковы дошедшие до нас рукописи стихов Цилинг Абубакара, Етима Эмина, Молла Нури и др. поэтов. Литература на родном языке в сущности была литературой демократической, отражавшей думы pi настроения трудящихся.
В 1871 году страстный поборник просвещения народа Казанфарбек Зульфукаров с помощью русского ученого П. К. Услара на основе русской и латинской трафик создает лезгинский букварь, которому суждено было стать первым печатным памятником национальной письменности. Но письменность эта в народе не распространилась, так как начинания прогрессивных деятелей прошлого не находи ли должного понимания ни у царской администрации, ни у мусульманского духовенства.
XX век дал народам Дагестана вместе с долгожданной свободой и национальную письменность. Таким образом, лезгины, как и другие народы Дагестана, в государственном масштабе обрели письменность, печатный станок и получили возможность создания национальной литературы лишь после установления в Стране гор Советской власти.
В лезгинском народнопоэтическом творчестве встречаются все жанры, какие известны в фольклористике. Это  -  трудовые, обрядовые, календарные, героические, семейно'сытовые, сатирические, любовные песни, элегии, плачи и т. д. Песня сопутствовала лезгину повсюду. В ней ярко отражена жизнь народа, его думы и стремления, вера в счастливое будущее.
Лезгинский народ, выстоявший в течение многих веков в борьбе с иноземными захватчиками, создал образ эпического героя Шарвили. О нем сложено множество легенд, преданий, песен и плачей. Из дошедших до нас песен о герое, в образе Шарвили народ воплотил многовековую мечту о свободе и справедливости, глубокую веру в светлое будущее. Народный заступник наделен лучшими человеческими чертами. Он силен и могуч, смел и деятелен. Шарвили севершает подвиги во имя родного народа и родной земли, поэтому всегда одерживает победы.
Идея героической личности  -  центральная и   в   эпических песнях «Каменный мальчик», «Бахтавар», «Сила ашуга». В них выведены запоминающиеся образы народных заступников  - мальчикапастушонка, боровшегося против коварного и жестокого Тимура, женщиныкрестьянки Бахтавар, освободившей жителей родного аула от ханских податей, ашуга Лукмана, выступившего против жестокого и корыстолюбивого кубинского правителя. Победа добра над злом  -  лейтмотив всех народных эпических песен.
В лезгинских легендах и преданиях, песнях и сказаниях также повествуется о вероломстве и жестокости Надиршаха, стремившегося покорить весь мир. Так, в песне «Бегство Надиршаха из Дагестана» дается меткая характеристика тирану, у которого «глаза, как у бешеной собаки», «руки и голова омыты людской кровью», а сам он подобен «рогатому ослу». Центральным Образом песни выступает трудовой народ, защитивший родную землю от посягательств чужеземцев.
Наиболее популярным жанром лезгинского фольклора были лирические песничетверостишия  -  манияр. Тематика их обигарна. Здесь песни о социальной несправедливости, о тяжелом труде, о любви, об отходничестве. В песнях социальното протеста разоблачаются жестокие ханы и муллы, которые издевались над народом. Но ведущей темой мани оставалась тема любви. Женщина, приниженная феодальной средой, выражала свои сокровенные думы и чувства лишь в песне, сопутствовавшей ей во всем. Горянка жалуется на свою судьбу, жестокий мир, который «окутал ее саваном скорбей». Горе ее столь велико, что его «нельзя измерить». Но сквозь эту скорбь проходят мотивы жизнеутверждения: «жизнь сладка, о люди, разве могу я броситься в пламя огня», - восклицает она.
Большой выразительности и глубокого социального звучания достигают песни отходников, раскрывающие тяжелую долю беднякаторца, вынужденного скитаться в поисках куска хлеба вдали от родных мест.
ПГаким образом, фольклор, сопутствовавший народу на протяжении всей его истории, стал одним из источников формирования лезгинской национальной литературы.

*     *     *
Лезгинская литература, вероятно, зародилась в далеком прошлом, но исследователи располагают пока сведениями о поэтах и ашугах, живших в XVIII - XIX веках. В поэзии того времени выделяются два направления: атпугская, развивавшаяся на тюркском и лезгинском языках, а также арабоязычная. Творцами первого направления были народные   певдыадцуги, второго  -  ученыеалимы, среди которых были и поэты прогрессивных убеждений.
Одним из крупных поэтов XVIII в. был Режеб из Ихрека. Дошедшие До нас стихи Режеба «Есть человек», «Не служи», «Любимая», «Есть ли кто», «Кляча» и др. разнообразны по тематике. В стихахраздумьях поэт разоблачает современную действительность, в которой «одним принадлежит все, другие же бедствуют».
Современником   Режеба   'был   поэт   Ялцуг   Эмин   (1698 - 1777). Эмин был образованным человеком, прошедшим премудрости восточных наук. Эмин в своих стихах выражал недовольство существующими порядками, когда «одних нужда гнетет, других  -  изобилия груз».
В стихах «Юноша», «Телли», «Будь подальше» Эмин воспевает чистую, возвышенную любовь, любовь без расчета. Эмин принимал активное участие в поэтических состязаниях. Таково, например, состязание, в котором лезгинский поэт одержал победу над поэтессой ГюЛбар из Дербента. Тема их поэтического единоборства  -  любовь, по ходу турнира поднимались бытовые и философские вопросы.
На основе поэтических традиций Режеба и Эмина базируется творчество Саида из Кочхюра (1767 - 1812), сделавшего значительный шаг в сближении поэзии с действительностью. Поэт жил в эпоху, когда в Кюринской долине правил Казикумухский хан Сурхай П. В годы его правления резко усиливается феодальный гнет.
Творчество Саида проникнуто ненавистью к ханам и бекам, любовью к простым людям. Это сделало его любимцем народа. Смелые по своей социальной значимости стихи поэта приводили в бешенство ханов. Как видно из стихов «О гроза», «О притеснитель», разоблачая произвол и беззаконие ханов, поэт предсказывал близкий час расплаты:

Проклятие твоему благополучию, слепая сова,
Кому же будет по душе твоя грязная рожа?
Руки и весь ты в людской крови, голова же пуста,
Когда же придет час расплаты, твой черный день?

Стихи Саида отмечены не только социальной остротой, глубиной мысли, но и четкостью словесного рисунка, меткостью Образов и яркостью ассоциаций. Мрачными красками рисует поэт Сурхайхана II. Саиду тиран чудится то в облике «смея, купающегося в людской крови», то в виде «насильника   в   сером халате, омытом алой кровью», то «ханской папахой, стазшей «святыней» на черном пути».
Возглавив демократическое направление в лезтинской поэзии начала XIX века, Сайд из Кочхюра как поэтбунтарь выступил выразителем передовых идей своего времени. Его замечательные стихи «Новолуние», «Колесо моей судьбы» и др. дали справедливый повод критикам Н. Калиевой и В. Огневу сказать о поэте: «поэзия Саида  -  первая зарница в глухой ночи, ранняя предвестница будущих очистительных гроз».
Поэзия Сайда осветила путь Лезги Ахмеду, Етим Эмину и вдохновила их новыми идеями. Лезги Ахмед (XVIII - XIX вв.) выступил продолжателем поэтических традиций Сайда из Кочхюра. В его поэзии тема социального неравенства занимала ведущее место. Таковы его произведения «Поссорились», «Дружище», «Ашугу Сайду», в которых выражаются мысли тех, кто гнет спину на богачей. Поэт выступил в защиту своего поэтического собрата Саида из Кочхюра, которому хан выколол глаза. Лезги Ахмед обращается к тирану:

Эй злодей, как же ты мог сообщить нам такую весть,
В голову ударила кровь, язык покрылся волдырями,
О жестокий хан, злоупотребляющий властью,
Какую беду поэт причинил тебе?

Поэт верит в светлое будущее народа и гневно предупреждает сильных мира сего: «пусть не думают властители, что власть ханов вечна». Они будут в ответе перед народом, «возмездие близко».

О том, что Лезги Ахмед был признанным мастером слова, свидетельствует сохранившийся его поэтический спор с известным азербайджанским поэтом Хесте Касумом.

Прогрессивное направление лезгинской арабоязычной литературы возглавили Мирза Али и Гасан Алкадарский.
Мирза Али из Ахты (1777 - 1858) был страстным поборником сближения Дагестана с Россией и сторонником распространения в горах русской культуры. Он сочинял элегии, газели, оды. В газелях поэт воспевал любовь и женщину («Выходит из дворца», «Затмила ты» и др.). Особенностью его любовной лирики является то, что поэт изображает горянку, наделенную конкретными деталями портрета, чертами характера.
Продолжателем дела Мирза Али выступил выдающийся дагестанский ученый, просветитель и поэт Гасан Алкадарский (1834 - 1910). Его книги «Диван альМамнун», «Асари Дагестан», «Джараб альМамнун» получили высокую оценку академиков В. В. Бартольда и И. Ю. Крачковскаго. Гасан, как и Мирза Али, был человеком прогрессивных взглядов, сторонником российской ориентации.
В своих статья» на страницах прогрессивной азербайджанской газеты «Экинчи» («Пахарь»), призывающих к открытию в Дагестане русских школ, в стихах «Дошел черед», «Под сенью России», «Письмо Абумуслиму» и др. Гасан Алкадарский говорит о пользе знаний, о необходимости сближения с русским народом, об укреплении связей с передовой русской культурой.
Страстно призывая своих соотечественников «очнуться ото сна», «учиться под сенью великой державы», поэт писал:

Восславим Аллаха, дошел до России черед!
Дыхание правды почуял впервые народ.
Для нас, дагестанцев, открылась к познанию дверь.

Вершиной лезгинской литературы XIX века стало творчество талантливого поэта Етима Эмина (1838 - 1885). Поэзия классика лезгинской литературы Е. Эмина многогранна. Предметом его раздумий становится и будничная жизнь лезгинского аула со всеми ее противоречиями, и события 1877 года, и «бренный мир» с его социальными контрастами, и возвышенная любовь, и все, что волновало передовых людей того времени.
В основе большинства стихов Е. Эмина лежат факты, взятые из жизни народа. Пишет ли он о скупом и жадном ГаджиТагире («Потерявшему мед»), об алчном мироеде Яхье («Другу Яхье»), о многоженстве и калыме («Тезке», «Будущему зятю», «Две жены»), о взяточникесудье («Дуванбеку») - всегда поэт на стороне униженных и оскорбленных, против установок шариата, требования которого он должен был соблюдать неукоснительно по долгу службы.
В цикле стихов, посвященных событиям 1877 г., Етим Эмин раскрыл истинное лицо царизма, жестокость и бесчеловечность его администрации, выразил уверенность, что мрак и гнет не вечны и что возмездие близко:

Царский жестокий гнет,
Час расплаты к тебе придет!

Цикл стиховраздумий Е. Эмина о судьбах людских, о мире как бы итожат творчество поэта. В стихотворениях «О, бренный мир», «Эй, мир» поэт выражает недовольство миром, который «к одним безжалостен и грозит им бедой», а других балуя, «содержит в ласке и холе». Мотив, конечно, традиционный. Но постепенно голос Эмина мужает. Он поновому осмысливает привычный образ тленного мира, отношения людей. Так, в стихотворении «В смятенье мир» поэт выступает против   общественной системы, в которой «козни плетут, честь продают; нет правды нигде, нет счастья в труде; куда ни пойдешь  -  господствует ложь».
Поэт создает потрясающей силы Образ безжалостного мира, в котором «клич сильных таков: дави бедняков» и где «все люди -  или волки, иль ягнята». Ратуя за социальные перемены, за переустройство мира, Эмин излагает свой взгляд на «модельэ будущего общества, в котором должны процветать 'дружба и справедливость:

Но дружба есть! В согласии желанном,
Пастух, чабан стоят единым станом, -  
И жизнь уже не кажется обманом,
Не застлан день туманом в этом мире!

(Перевод Р. Морана)

Стихи Етима Эмина, сложенные в последние годы, пронизаны глубокой скорбью в связи с утратой после событий 1877 года близких людей, с личными невзгодами. Но поэт не впадает в отчаяние, в безысходную тоску. Он остается жизнелюбом. Стихотворение «Друзьям», в котором встречаются слова: «глаз не насыщается миром, - как он сладок, не порицайте, я ведь человек, -  передайте друзьям», пронизано идеей величия человека, глубокой верой в людей.
Е. Эмин оставил замечательную любовную лирику. В описании любимой, ее внешности Эмин идет дальше своих предшественников Об этом свидетельствуют этнографически точно описанные детали нарядов, украшений горянки, ее портретные штрихи. Поэт видит ее либо у родника с кувшином, либо в окне горской сакли, либо с гребешком в руке, сплетающей косу из золотистых волос.
СКУразы женщин, созданные Е. Эмином, отличаются реалистической конкретностью, жизненностью, психологической и историк о^бытовой достоверностью и в то же время окружены романтическим ореолом.
Поэзия Е. Эмина свидетельствует о том, что он был не только поборником правды и справедливости, но и передовым человеком, бросившим вызов миру угнетения и насилия, раскрывшим противоречия эпохи, эпохи ломки старого феодального общества и появления нового, буржуазного. Своей поэзией он поднял лезгинскую литературу на невиданную до него высоту, обогатив ее как в идейном, так и в художественном отношении. С именем Етима Эмина связано появление в лезгинской литературе целой поэтической школы, « которой принадлежали поэты Молла Нури (1834 - 1912), Саяд из Сталя (1880 - 1900), Абдулгамид из Чилижа (1873 - 1916), Ашуг Сойгюн (1850  -  1919), Кесиб Абдуллах (1875 - 1934) и др.
В начале XX века в литературах народов Дагестана под влиянием революционного движения, охватившего всю Россию, с зарождением отходничества, появляются образцы рабочей поэзии. Среди лезгин поэтами отходниками были Мазали Али, Молла Нури, Гаджи Ахтынакий и др. В этом ряду особое .место принадлежит творчеству Г. Ахтынского (1868 - 1918).
В творчестве Г. Ахтынского можно выделить два периода: «ахтынакий» - до поездки на заработки и «бакинский» - начало XX в.
Если в стихах первого периода преобладают традиционные мотивы, то в произведениях «бакинского» периода дана критика капиталистического строя, изображены картины жизни рабочих, подвергающихся безжалостной эксплуатации.   Как отмечал Э. Капиев, в стихах, написанных в Баку, «темы, образы и даже форма его стихов резко меняются. Поэт вместо  жалоб на судьбу уже переходит к резкой критике существующих порядков».
Новое содержание стихов Г. Ахтынского определило и новую поэтику стиха. В его произведениях появляются названия: рабочих районов города Баку, орудий производства, предметов рабочего быта. Они несут особую идейноэмоциональную нагрузку. Показательны в этом плане стихи поэта «Баку», «Письмо рабочего», «Письмо другу» и др. В одном из них Г. Ахтынский изображает неприглядную картину «нефтяного дьявола»:

Куда ни глянь, везде песок,
В небе копоть и дымок,
На прогулку ни шажок,
Разве не болото нефти этот Баку?!

Вслед за описанием капиталистического города поэт создает реалистический Образ труженикагорца, находящегося з горниле городамолоха: «Юноши наши здесь чахнут,, о как жаль загубленные жизни!» Реализм образа усиливается тем, что изможденный работой горец представляется поэту в зримом облике: «Рабочие здесь превращаются в четыре кости да кожу» (в живого скелета).
В целом же творчество Г. Ахтынского  -  шаг вперед по сравнению с предшествующей литературой, связанной с лезгинской деревней, с феодальнопатриархальной средой.
Под влиянием русской революции 1905 - 1907 годов   в лезгинскую литературу приходят новые идеи, образы и темы. Она набирает силу. Вместе с Г. Ахтыноким гневный голос против царского самодержавия поднимают Сулейман Стальский, Тагир Хурюгекий, Нуредин Шерифов и др. Так, С. Стальский в стихах «Судьи», «Богачичиновники», Т. Хурюгекий - «Мать», «Эй, человек», «Ростовщику», Н. Шерифов  -  «Будет ли?», «Есть ли?», «Выйди!» разоблачают царизм, самодержавный строй. Н. Шерифов призывает с оружием в руках бороться за свободу.
B годы революции и гражданской войны голос Сулеймана Стальского звучит с особой силой. Поэт прибегает к иносказанию, тонкому намеку, чтобы разоблачить иностранных интервентов, местных контрреволюционеров и политику Временного правительства («Ворона мнит себя орлом», «Каждый хочет стать ханом», «Мир в смятении» и др.), обещавших народам Дагестана «свободу».

*     *     *

После гражданской войны в Дагестане победила Советская власть. Руководствуясь указаниями Ленинского письма от 14 апреля 1921 года «Коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана и Горской республики», партийносоветские органы на местах уделяли большое внимание не только восстановлению народного хозяйства, но и культурному строительству с учетом национальных особенностей края.
Для лезгин, подобно дручгим народам Дагестана, была создана письменность на родном языке. Создание письменности стимулировало изучение родного языка в школе, книгопечатание, развитие периодики. С 1928 года на родном языке стали выходить газеты «Новый мир», а позже журналы «Красная звезда», «Коммунистическое просвещение», призванные нести в массы новые идеи и воспитывать народ в духе идеалов социализма. На страницах периодических изданий публикуются произведения начинающих литераторов А. Фатахова, М. Эфендиева, 3. Эфендиева, а также С. Стальского, Т. Хурюгского. Н. Шерифова и др.
В своих агитационнопризывных стихах лезгинские поэты поднимали вопросы, актуальные для первых лет Советской власти. Темы революции, новой жизни, социалистического строительства, свободного и радостного труда, дружбы и братства народов становятся ведущими в творчестве лезгинских художников слова. Они с помощью поэтического слова разъясняли массам политику Советского государства.
Таким образом, в 20х годах зарождается лезгинская советская литература, в которой ведущее место заняло   творчество народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского (1869 - 1937). Сулейман Стальский изображает свободный труд, советских людей, строящих новую жизнь, воспевает дружбу народов, живущих в единой братской семье.
Тема Родины и народа также была одной из главных тем поэзии Стальского. Этой теме посвящены десятки стихов и поэмы «Дагестан», «Думы о Родине». В них поэт с огромной любовью говорит о своей многострадальной и вольнолюбивой стране, которую раньше поочередно терзали «монгольский хан», «иранский шах», «самодержавия удав». Безрадостному мрачному прошлому противопоставляется светлое радостное настоящее, когда народ, освободившись от оков рабства, стал хозяином своей обновленной земли.
С. Стальский, -  как справедливо отмечал Н. С. Тихонов, -  «жил стихом и дышал им. В нем я^или народ, страна, история, он (был живой летописью событий». Эта сторона творчества поэта была блестяще раскрыта великим Горьким, назвавшим С. Стальского «Гомером XX века» на Первом съезде писателей СССР в 1934 году.
Если в первое десятилетие Советской власти были заложены основы новой лезгинской литературы, то 30е годы стали временем ее бурного развития. Создание печати на родном языке, издание газет, журналов, книг, огромное внимание развитию национальных литератур со стороны государства, опыт великой русской литературы  -  все это способствовало ускоренному развитию лезгинской литературы. Поэты, писатели и драматурги осваивают новые жанры, темы, пользуются новаторскими поэтическими средствами при изображении действительности.
В 30е годы укрепляются связи русской и дагестанской лилитератур. Приезд в Дагестан в 1933 году Н. Тихонова, В, Луговского, П. Павленко, их огромная помощь лезгинским поэтам и писателям, выход в Москве антологии дагестанской поэзии (1934), знакомство русского читателя с образцами горской поэзии и, наконец, переводы произведений русской и советской литературы на дагестанские языки способствовали укреплению связей братских литератур.
В 30е годы в лезгинскую литературу приходит талантливая молодежь в лице А. Фатахова, М. Эфендиева, А. Муталибова, М. Стальского, Б. Султанова, Г. Шуаева и др. Некоторые из них впоследствии становятся признанными мастерами художестгвенного слова. В их творчестве проблемы войны и мира, индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, эмансипации женщины и культурного строительства, борьбы нового со старым занимают большое место.
Поэзия становится конкретной и зрелой.   В этом   большая заслуга русской литературы, творческого опыта М. Горького и В. Маяковского, оказавших благотворное влияние на всю советскую литературу. В показе нового человека, в построении сюжета, в раскрытии характера героев лезгинские поэты многим обязаны опыту русской классики. В этом плане особый интерес представляет творчество Алибека Фатахова (1910  - 1935), который был одним из основоположников лезгинской литературы XX века.
Первые творческие шаги А. Фатахова связаны с газетой «Новый мир». Он вместе с С. Стальским и Т. Хурюгоким вносит большой вклад в развитие лезгинской литературы. За короткое время вышли его книги «К победе», «Мы мир обновим», «Шаловливые дети» и др.
Тема труда становится ведущей и в творчестве А. Фатахова. В его стихотворениях «Песня колхозника», «Пятилетка в четыре года» и особенно в поэме «Ударник Гасан» воспет свободный труд советских людей. Написанная о первой пятилетке и посвященная рабочему классу, поэма А. Фатахова стала явлением в дагестанской литературе 30х годов.
В поэме выведен образ передовика производства молодого рабочего Гасана, который показан в развитии. Поэту ударный труд Гасана удалось показать на фоне больших достижений социалистической индустрии. С именем А. Фатахова связано и рождение лезгинского стихотворного романа «Разорванные цепи», посвященного историкореволюционной теме. В нем повествуется о дореволюционном прошлом, событиях периода гражданской войны и победе Советской власти. Проблема уничтожения вековых цепей царского самодержавия и угнетения показана писателем на образах Магомеда и Гюлназ, раскрытых в движений и развитии на фоне и в непосредственной гуще исторических событий, социальных перемен.
Прослеживая путь центральных героев с ик детства до зрелого возраста, А. Фатахов показывает, как формируются личности Магомеда и Гюлназ. Они по зову сердца вступают в ряды ленинской партии и самоотверженной борьбой1 ускоряют свержение царизма, а после революции принимают самое активное участие в преобразовании родных гор.
А. Фатахов был поэтомноватором. Он обогатил родную литературу не только новыми жанрами, ритмикоинтрнационными средствами, умелым использованием опыта русской культуры, но и созданием галереи положительных героев  -  строителей новой действительности: рабочих, колхозников, представителей новой национальной интеллигенции.
В годы Великой Отечественной войны лезгинские поэты все возможности художественного слова поставили на службу Родине. Молодые литераторы М. Эфендиев, М. Стальский, Б. Султанов, А. Гаджиев и др. в первые же дни войны отправились на фронт и геройски погибли на полях сражений.
Поэты, оставшиеся в тылу, подняли свой страстный голос в защиту Отечества. В патриотической лирике Т. Хурюгекого, А. Муталибова, Ш.Э. Мурадова, для которой характерна высокая гражданственность, звучал страстный призыв к советским людям отстоять священные завоевания Великого Октября, выражалась глубокая вера в победу советского народа над немецким фашизмом.
В тяжелый для Родины час в лезгинской литературе возрождаются героические традиции народа верности родному очагу и земле предков. Особенно ярко эта особенность проявляется в стихах поэтатрибуна Т. Хурюгекого «Наказ отца», «Будь героем», «Наказ брата», А. МуталиЙова «Клятва красноармейца», «Нас зовут», М. Стальского «Готовьтесь все», «Родину защитим свою» и др.
Лезгинские художники слова в своих произведениях военных лет показывали героические подвиги советских людей на поле брани и в тылу, разоблачали фашизм, приносивший безвинным людям муки и страдания. Подлинного расцвета в годы войны достигло творчество Тагира Хурюгекого (1893 - 1958).
Если до резолюции Т. Хурюгекий слагал стихи от случая к случаю, то в советское время поэзия для него становится делом всей жизни. Стихи поэта о Советской власти, о дружбе нарозоз, о тружениках колхозных полей сделали имя поэта популярным в народе. Постепенно расширяется тематика его произведений. Свободный труд советских людей осмысливается поэтом уже в сюжетноповествовательных жанрах. Таковы его поэмы «Ау|л Гюгвез» (1940) и «Черное золото» (1948), свидетельствующие о росте поэтического мастерства Т. Хурюгекого.
Вкладом в дагестанскую литературу периода Великой Отечественной войны стала патриотическая лирика поэта. В стихах «Проклятие», «Планы врага», «Морг», «Ох, как жаль Нальчик» и др. Т. Хурюгекий не только выразил неосуществимость бредовых идей ненавистного врага, яркими поэтическими красками обрисовал чудовищные преступления, конкретные факты варварства фашистских палачей на Северном Кавказе, но и предсказал слизкий конец черным замыслам гитлеровцев.
Груд рабочих и колхозников, животноводов и виноградарей воспет Т. Хурюгеким в стихах и поэмах послевоенного времени, среди которых «Черное золото» занимает особое место. В поэме повествуется о строительстве города Избербаша,   раекрывается трудозой подвиг большого интернационального коллектива, построившего на пустыре современный индустриальный город. Этот успех достигнут благодаря Советской власти, освободившей людей от угнетения и поставившей науку на службу производства. «Черное золото»  -  это гимн свободному труду, героическому рабочему классу.
Весомый вклад Т. Хурюгекий внес и в укрепление литературных связей народов СССР. Своими переводами из русской классики, азербайджанской литературы он обогатил родную художественную словесность.
В послевоенные годы лезгинская литература, как и литература других народов, добилась заметных успехов в своем развитии. В ней темы созидательного труда и мирной жизни, дружбы народов становятся ведущими. В раскрытие этих проблем вместе с поэтами старшего поколения Т. Хурюгеким, А. Муталибовым, Ш.Э. Мурадовым вносят свой вклад, пришедшие в литературу после войны молодые поэты К. Рамазанов, Ш. Кафланов, К. Азизханов, А. Раджабов, Г. Мухтар и др.
Руководство республики продолжало проявлять отеческую заботу о развитии национальных литератур. В Москву в Литературный институт имени М. Горького были отправлены представители горской творческой молодеяш, создан литературнохудожественный альманах «Дружба», изданы поэтические антологии на основных языках народов Дагестана. Все это способствовало ускоренному развитию литератур народов Страны гор.
В 60е годы дагестанская поэзия достигла больших успехов. В дагестанскую поэзию тех лет вносят свою лепту поэтылезгикы А. Саидов, И. Гусейнов, Жамидин, X. Хаметова, книги которых вышли в Москве и были тепло восприняты читателями.
Ведущие лезгинские поэты, исходя из требований времени, отражают в своих произведениях актуальные проблемы наших дней. Одним из тех, кто активно работал в поэзии, -  это народный поэт Дагестана Ш.Э. Мурадов. Он начал писать стихи еще в 30е годы. Его волновали проблемы коллективизации сельского хозяйства, эмансипации женщиныгорянки, успехи строительства в горах.
Первая его книга «Счастливый Дагестан» (1949), в которую вошли стихи о счастливой и радостной жизни советских людей, свидетельствовала о том, что главной темой творчества Ш.Э. Мурадова стало воспевание родной Отчизны, мира и дружбы на земле. Эта особенность творчества поэта проявляется и в сборниках стихов «Белые голу(5и» (1955), «Говорит Шагдаг» (1961), «Как небо голубое» (1975) и др.
Ш.Э. Мурадову принадлежат поэмы «Свет в горах», «Легенда о любви», «Солнце» и др., посвященные воспеванию свободного труда, счастливой любви, достижений советских людей во всех областях жизни. В поэме «Свет в горах» повествуется о том, как идеи Октября озарили и бывшую окраину царской России  -  Дагестан, который достиг благодаря национальной политике невиданных успехов в экономике, быту и культуре. Эти коренные перемены в жизни горцев поэт раскрывает на примере жизни высокогорного лезгинского аула Куруиг, где силами дружного многонационального коллектива строится грандиозное сооружение гидроэлектростанции  -  символ новой власти.
Образами инженера Романа, шофера Гриши поэт говорит о той бескорыстной помощи, какую оказывают народам Дагестана славные сыны русского народа. Много лет тому назад в одном из стихотворений Ш.Э. Мурадов писал; «Настоящий поэт, преданный народу, должен воспеть героев труда, утверждать добро и огнем сатиры выжигать зло».
Лезгинские поэты А. Саидов, И. Гусейнов, X. Хаметова и др., опираясь на традиции родной и русской литературы, руководствуясь требованиями, выдвигаемыми нашими днями перед художниками слова, вносят определенный вклад, в дагестанскую литературу, что прослеживается уже в тематике: революция и гражданская война, свободный труд и братство народов, Великая Отечественная война и покорение космоса, борьба за мир и успехи в строительстве развитого общества. Особо следует отметить вклад, внесенный в лезгинскую поэзию А. Саидовым (1932 - 1978).
Поэтическая палитра А. Саидова многогранна. Он автор ряда поэм, многочисленных баллад, лирических стихов, философских раздумий, популярных в народе песен, сатирических стихов и рубай. В каком бы жанре ни писал поэт, в его стихах чувствуется пульс времени, в них бьется горячее сердце нашего современника, которому «чужая радость как своя, чужая боль своей родней».
Последние книги поэта «Струны саза», «Позывные сердца», «Двенадцатая книга» и др. дают возможность говорить о зрелости поэта. И остросюжетные баллады о героических и тревожных событиях прошлого и настоящего, и глубоко патриотические произведения, воспевающие героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, и философские раздумья о судьбах народов, пробужденных к активной жизни, и проникновенная любовная лирика, полная нежности и доброты, и песни о тружениках полей, изображающие труд как созидание, и емкие по мысли рубай  -  свидетельствуют о любви А. Саидова к Родине, к людям, к добру, к прекрасному
Мастерское использование традиций родного фольклора и литературы, творческая учеба у мировой и прежде всего русской классики, поиски новых форм, умелое обновление поэтики стиха, оригинальность поэтического мышления, новые ритмы говорят о том, что А. Саидов как поэт всегда в движении, поиске, что его новаторство  -  не словесная изощренность, а органическая суть его поэзии. Для наглядности можно указать на произведения «У России цвет надежды», «Женщина», «Жилет жизни», «Три джигита», «Разговор с матерью», «Проклятье» и др.
А. Саидов  -  поэт молодости. Продолжая традиции В. Маяковского, он ведет принципиальный разговор с молодым современником об ответственности перед Родиной, народом. Прибегая к фактам прошлого и настоящего, поэт создает образы героев, до конца преданных идеалам гуманизма. Это и 26 Бакинских комиссаров, погибших за свободу и братство народов, и грузинский врач Андро Жордания, принявший смерть, отдав свой спасательный жилет австралийской девочке, и мать, [бросившая в ущелье колыбель сына, который оказался предателем, и русский солдат, приехавший в Дагестан строить ГЭС, и поэтесса Саяд, бросившая вызов рабству и насилию.
Окрашенная в романтические тона лирика А. Саидова призывает к мужеству, самопожертвованию ради общих целей и светлых идеалов гуманизма. Лирический герой поэта нежен в любви, верен в дружбе, жесток к врагам Родины. Высокая, гражданственность, ответственность за все, что происходит на планете, эмоциональная насыщенность делают чувства и образы поэта близкими всем советским людям.
Характерной особенностью современной лезгинской поэзии является жанровое многообразие, поиски новых художественных средств изображения действительности, стремление к проникновению в психологию человека, углубленное раскрытие отражаемых событий и фактов.
Успешно преодолевая риторику и схематизм, современные лезгинские поэты, умело пользуясь средствами образной речи, стремятся проникнуть в суть изображаемых явлений. В этом направлении большие успехи достигнуты поэтами И. Гусейновым, X. Хаметовой и др.
Стремление к философствованию, публицистичность, поиски новых поэтических средств, высокая гражданственность,   масштабность мысли  -  вот некоторые из черт, присущих лучшим произведениям   И.   Гусейнова,   X. Хаметовой,   Б. Салимова, А. Алема и др.

Г.Г. Гашаров, профессор

 

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов