Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Спрашивали - отвечаем...

Только дурак может считать себя истиной в последней инстанции. А я себя, извините, дураком не считаю. Следовательно, не всё, что я здесь пишу, небезошибочно... М. Бабаханов

Вопрос:

Сайт с 2015 года не обновлялся, сейчас вновь заработал. Можно узнать причину? Саид, Каспийск

Ответ:

Причина простая: в 2014 году у меня случился пожар в доме, сгорела вся библиотека. Не до сайта было, да и новых интересных материалов не было. Сейчас кое-какие появились, они и выставляются.

Вопрос:

Мне очень нравятся Ваши стихи, но одно смущает - в них недостаточно патриотизма... Рауф Кисриев, место проживания не указано.

Ответ:

Очень интересная постановка вопроса у Вас, уважаемый Рауф. Он, как в зеркале, отражает то ложное представление о литературе, которое присуще многим нашим читателям. По моему глубокому убеждению, литература должна оставаться литературой, а не площадкой для выкриков типа «Сагърай лезгияр!». Не секрет, что многие современные поэты зациклились на лезгинской теме, ни о чем другом не пишут. И пишут-то как: часть книги – призывы к народу "сплотиться, беречь родной язык, гордиться своей великой историей"; другая часть – сплошные сетования на то, что «нас притесняют, бьют». Если бы один-два грешили этим делом, было бы еще ничего. Этим занимаются многие. И это настораживает. Читаешь такие книги, задаешься вопросом: «А где же здесь поэзия?»
Одним словом, заболтали эту тему. Пора заниматься литературой, а не составлением рифмованных лозунгов.
Мы должны ответственно относиться к тому, как отзывается наше слово в сердцах наших читателей, особенно молодых. На сегодня что имеем? Чтобы узнать это, достаточно пройтись по лезгинским сайтам и соцсетям. Почти везде - игнорирование, порою проклятия в адрес других народов и "зигование" в конце «Сагърай лезгияр!». Был бы жив мой любимый писатель Расим Гаджиев, наверное, сказал бы: «На таком поезде мы далеко не уедем».
Патриотизм - это когда каждый занимается своим делом (например, химик не занимается исторической «алхимией»),  делает что-то полезное для своего народа, а не дает пустые многостраничные заверения и клятвы любви и верности Родине. Ведь не кричим же мы где попало о любви к матери? Это считается само собою разумеющимся фактом. По мне, таково же должно быть и отношение к Родине.

Вопрос:

"Почему-то некоторые антивирусы блокируют скачанные с Вашего сайта электронные книги..."
Алаудин, Махачкала.

Ответ:

Некоторые антивирусные программы (особенно российские) походят на старых милиционеров: ко всему относятся с подозрением. Они скоро все файлы, за исключением собственных, начнут определять как инфицированные. В нашем случае предлагаю смело нажать на "пропустить" и продолжать работать: они нормальные исполняемые "эксешные" файлы.

Вопрос:

"...хотелось бы узнать о наших предках времён Имама Шамиля (период Магомеда Ярагского и далее), узнать что делали наши предки во времена войны. Герои, абреки, трусы.... "
Абрек, место проживания не указано.

Ответ:

Дорогой Абрек! Вопрос во всех отношениях непростой и ёмкий. Не получится взять и ответить на него. Вкратце, тезисно могу сказать следующее:

1. Мюридизм, хотя и зародился у нас, в среде лезгин не пользовался популярностью. Лезгины еще в январе 1812 года вошли в состав России и контролировались ставленником Российской Империи Аслан-ханом. Да и места проживания лезгин не столь труднодоступные, чтобы открыто выступать против регулярной русской армии.

2. Это не значит, что никто из лезгин не сочувствовал движению горцев и не участвовал в газавате. Назову наиболее прославившихся:

Гаджи Али Асгар-эфенди, (известный под именем Гаджи-Аскер) из селения Цахул Кубинского уезда, после сдачи Шамиля выселился с семьей в священную Мекку, где и умер.

Гаджи Насрулла-эфенди из селения Кабир Кюринского округа, будучи осажден вместе с Шамиль-эфенди в Гунибе, был убит в сражении, произошедшем там с русскими.

Кюринец Усухский Магомед-эфенди, после пленения Шамиля вернулся в Кюринский округ, умер в своем селении и т.д.

3. Наиболее полную картину отношения лезгин к мюридизму обрисовал незабвенный Ахед Гаджимурадович Агаев в книге "Магомед Ярагский". Она скоро будет доступна для скачивания на нашем сайте. Вкупе с монографией Казем-бека "Мюридизм и Шамиль".

Вопрос:

"Мне интересно просто, какова же реальная численность лезгин сегодня и в дореволюционное время. Повсюду встречаешь противоречивые данные.
Каким вообще источникам о численность лезгин (в дореволюционное время, во время СССР и сегодня) доверять и почему?"

Рустам, Баку.

Ответ:

Однозначно, дореволюционным. Чем дальше по времени, тем они точнее. Мне приходилось работать с архивами переписи населения 1886 года, там не то что люди, все поголовье скота сосчитано, земельные участки - до сантиметра, выплаченные налоги - до копейки указаны. В начале 1897 года по инициативе великого ученого П. П. Семенова -Тян-Шанского проводилась всеобщая перепись населения Российской Империи. По результатам переписи 1897 года были изданы погубернские сводные материалы. Не было общей сводной ведомости. Вот эти ведомости по Дагестанской области и Бакинской губернии (Кубинский уезд) нужно найти и исследовать их. К сожалению, этим никто не занимается.

Вопрос:

" Я человек не бедный. Люблю свой народ. Хочу сделать для него что-нибудь хорошее. Буду благодарен, если подскажете, что именно сделать..."
Аскер, Москва.

Ответ:

Да преумножится твое состояние, уважаемый Аскер! Похвально Ваше желание творить добро. В каком виде, в какой форме - решать Вам. Я в этом деле не советчик (не знаю, чем Вы располагаете и на сколько готовы тратиться). Вообще, я понимаю, что к подобным вопросам (вопросам взаимоотношения с малой родиной) у многих "российских" состоятельных лезгин двоякое отношение, и выработалось оно от частого посещения их вояжерами-проходимцами, которые просили денег на вселенские "национальные проекты" и ничего не делали.
Самое главное, что любой лезгин может сделать для своего народа - это быть просто хорошим человеком, помнить, что по тебе судят о твоем народе, не уподобится животному, только что сбежавшемуся из зоопарка.

Вопрос:

"Ваше отношение к лезгинам, которые пренебрежительно отзываются о родном языке, заявляя, что он дальше Белиджей никому не нужен, говорят на других языках..."

Ответ:

Спокойно-презрительное! Вообще лезгины всегда презирали людей, которые носят одежду с чужого плеча.
В принципе, знание любого языка - это благо, если это не ущербно по отношению к родному языку.

Вопрос:

Салам алейкум, Майрудин муаллим!
Хотел бы узнать у вас кое-что..Нашёл на форуме Шарвили статью о планах создания автономного Юждага. (статья здесь >>>) Хотелось бы узнать, кто были инициаторами этого проекта Юждаг?Кто были лоббистами? Какие это кремлёвские чиновники? Каковы перспективы проекты на сегодняшний день? Есть какие-нибудь новости или продвижения?
Рустам, Баку.

Ответ:

Идея создание автономии для Юждага - это очередной прожект. Её осуществление невозможно по трём причинам: во-первых, это не вписывается в общероссийскую государственную политическую линию, во-вторых, нет такой влиятельной силы, которая бы продвигала эту идею, в-третьих, это не является решением "лезгинской проблемы", по этой причине оно не может быть востребовано жителями Юждага.

Относительно первой причины: в России державные интересы требуют ликвидации национальных гособразований - республик. Создание Федеральных округов - опробация этого проекта. Уверяю Вас, через некоторое время (сейчас просто боятся расшатать ситуацию) этот механизм будет запущен.

Касательно второй причины: в России нет настоящих политических партий. Это своего рода общаки, которые "разводят" разные категории людей: "ЕР" - чиновников, "ЛДПР" - олигархов и людей "со сдвигом по фазе", "КПРФ" - стариков и "идейно устойчивых". Что касается "Патриотов России" - так им даже некого "разводить", может захотели лезгин "пасти". Я страдаю аллергией более 25 лет. Она беспокоит меня только весной, когда кругом всё цветет. Болезнь, скажем, сезонная. Так и российские партии: они начинают напоминать о себе с началом выборов.

И, наконец, по последнему пункту: что даст создание автономии Юждага лезгинам? Ровным счетом, ничего. Лезгинская проблема не в отсутствии государственного образования для своей части, а в разделенности по территориям двух государств.

Так что, дорогой Рустам, фикция всё это.

Что же нам делать? Ждать, верить и любить - свою семью, свой народ, свой язык, свою культуру. И никогда не опускаться до ненависти к другим людям, другому языку, другой культуре.

Вопрос:

По фотографии у Вас очень грустные глаза. Отчего бы это....
Ирина, Махачкала.

Ответ:

Точно такой же вопрос однажды, говорят, задали художнику Рубенсу. Он, знаете, что ответил: "Они видели много людей".
В моём случае, замечу следующее: от такой жизни не то что загрустишь, завоешь волком...

Вопрос:

Мне кажется, что Вы человек неверующий...
Асрет, Баку

Ответ:

Если кажется, уважаемый Асрет, нужно креститься. Вообще, спрашивать о вере - не этично. Есть много такого в этой жизни, чему я верю бесповоротно. Относительно религии (любой) в современной редакции скажу одно: не приемлю ее большевистского подхода - или с нами, или против нас. Меня отталкивает ее напористость и стремление к всепроникновению.
Вообще-то, прекрасно осознаю ту положительную роль, которую сыграла любая религия в прошлом. Уважительно отношусь и к традиционному исламу - религии наших отцов и дедов. Но сам не собираюсь жить по канонам раннего средневековья. Кто хочет, туда ему и дорога.

 

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов