Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА

Рождение ребенка, тем более первенца, считалось большим событием в семьях народностей лезгинской группы.  Рождение его, особенно мальчика, несколько освобождало женщину от тяжелых обязанностей и давало ей заметные права.  В честь рождения сына устраивали большой пир, в коем принимали участие все родственники, которые высказывали пожелания, чтобы в будущем «он имел много детей, долго жил и стал стариком».  При рождении девочки желали, чтобы она была счастливой, стала бабушкой, но чтобы была последней.
Во время беременности женщина не пользовалась специальным уходом и продолжала вести обычный образ жизни до самых родов, освобождаясь лишь от тяжелой физической работы.  Ее желание охотно выполняли.  В суеверных семьях к одежде беременной пришивали талисманы «хайклы» - обереги.  Роды происходили в комнате, на земляном полу, в самой примитивной обстановке.  При родах ей помогала «генечи» (по-лезгински), «гана-баб» (по-табасарански) – бабка-повитуха.  У части населения было распространено поверье, что беременную женщину окружают вереницы злых духов, старающихся погубить ее.  Будучи бессильными оказать роженице реальную помощь, бабки-повитухи в трудных случаях прибегали к разного рода магическим средствам.  Они развешивали в комнате роженицы «хайкелы» (амулеты), развязывали веник, надеясь этими приемами изгнать злые силы лезгины верили в существование злого духа «Ал-паб», который, якобы, приносил страдание роженице.  При трудных родах стреляли из ружья.
Рождение мальчика считалось большим событием в жизни семьи и всех сородичей.  Новорожденного мыли, пеленали и только после этого клали к матери.  После родов роженицу кормили специальной ритуальной пищей «хешил», а также халвой.  Все родственницы и соседки приходили навещать роженицу и ребенка.  Они приносили с собой угощение и подарки.  По обычаю при родах жены муж уходил из дому.  При рождении мальчика родственник или сельчанин торопился обрадовать отца ребенка.  Первый, кто успевал сообщить о рождении сына отцу, получал от него деньги или даже целого барана.  В честь новорожденного сына-первенца родители раздавали наиболее уважаемым родственницам подарки, а через три дня готовили национальные блюда и угощали гостей.  На торжество приглашалась и бабка-повитуха, принимавшая роды, которую наделяли подарками, а родственницы новорожденного старались поддерживать с ней хорошие отношения.  Первые несколько дней ребенок лежал в постели у матери.  Когда мать поднималась и принималась за работу, ребенка пеленали и клали на спину в специальную детскую национальную люльку «кьеб».  К люльке подвешивали «хайкелы» (амулеты) от «дурного глаза», под подушку клали нож, ножницы и т. д.

ОБРЯД   УКЛАДЫВАНИЯ  РЕБЕНКА  В КОЛЫБЕЛЬ

В комнате сидят женщины (10-15 человек). В центре сидит одна женщина, рядом – колыбель и посуда с водой. В ней – яйцо, соль и кусок угля.
Входит  женщина с посудой с водой, каждая из сидящих женщин бросает в нее по куску угля (для предотвращения сглаза).
В комнату вносится ребенок.
Одна из сидящих женщин спрашивает:
- Как назвали ребенка?
Та, что посередине отвечает:
- Назвали ребенка
Именем того,
Кто был в третьем колене
Старейшиной нашего тухума,
Достойным мужем для своей жены,
Достойным отцом для своих сыновей,
Имеющим авторитет среди людей,
Имеющим крепкое здоровье,
Приходящим на помощь нуждающимся.
Именем того, кто уходил в лес за дровами,
А возвращался с сенокоса,
Кто уходил по тропинке,
А возвращался по дороге,
Именем Абдуллаха назвали.

Все:
-Пусть будет достоин своего имени, пусть долгой будет его жизнь.

В комнату приглашают мужчину, пропускают ребенка три раза между его ног.
Начинается сам процесс укладывания ребенка. Колыбель протирается настойкой полыни, к колыбели подвешивается узелок с волосами ребенка, под голову кладется нож с ручкой из рога, кусочек хлеба.

ИМЯ РЕБЁНКА

Имя ребенку давали через три дня по согласованию с родителями.  Обычно называл имя пожилой уважаемый близкий родственник в честь какого-нибудь сородича, прежде всего деда, брата, бабушки, сестры.  Этим, как полагали, восстанавливали в роде имя покойного сородича.  Имена обычно выбирали мусульманские.  Широко распространенными были: мужские – Магомед, Гасан, Али, Гусейн, Абдул, Митар, Ибрагим, Абумуслим, Багауддин, Касум, Рустам, Гаджи, Рамазан, Агакерим: женские – Фатима, Мина-ханум, Месере, Назли, Хадижат, Муминат, Сейбат, Гульсум, Суна, Фарида.  Кроме мусульманских, давались имена, заимствованные из окружающей природы, растительного и животного мира.  Имена эти, пожалуй, самые древние и исконные.  В домусульманскую эпоху они были преобладающими среди народностей лезгинской группы.  К ним относятся: мужские – Самур (река), Табасаран (область), Гухмазкала (крепость), Аслан (лев), Гафлан (леопард): женские – Гюль (цветок), Беневше (фиалка), Гюльпери (фея цветов), Къизильгюль (красная роза), Жавагьир (драгоценный камень), Алмаз, Шекер (сахар), Гюльриан (пряный цветок) и т. д.  Лезгины из сел.  Куруш в период зимней откочевки с семьями в Азербайджан, давали рожденным в пути детям имена, соответствующие названиям мест, через которые проходили: Ширван (Северный Азербайджан), Даглар (гора), Шахнабат (река и вершина), Гюльнабат (альпийский цветок) и т. д.
При болезни ребенка родители иногда меняли его имя, для того, чтобы «чинеры» («злые духи», которые по поверью приносили болезни, перестали узнавать ребенка – и совершали над ним различные магические действия.  Материнское молоко ребенок получал до 2-3 лет, но прикармливать его начинали через два-три месяца после рождения цельным молоком, хлебом, халвой, а после прорезывания зубов – мясом.  

СУННЕТ

Над мальчиками совершали обряд обрезания который исходит из глубокой древности.  В мусульманскую эпоху он приобрел религиозную окраску и стал одним из желанных обрядов религии (суннет).  Мальчики подвергались обрезанию в  2-5 летнем возрасте, а иногда даже в 13 лет.  В связи с обрезанием устраивался торжественный пир.  Обряд обрезания совершал «суннетчи», человек, владеющий этим «мастерством», за что он получал вознаграждение – деньги или подарок.  Обрезания, совершаемые в антисанитарных условиях, без применения антисептических средств нередко приводили к печальным последствиям.  

 

 

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов