Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Кавказская Албания в VI веке


VI век в истории народов Закавказья ознаменован рядом новых исторических факторов, связанных с событиями в двух соседних великих державах – в Персии и Византии, продолжавших соперничество за мировое господство, и с появлением нового государственного образования к северу от Кавказского хребта, в нижнем Поволжье и северном Дагестане, - Хазарского царства.

Из крупных явлений социального порядка, повлиявших на страны Закавказья, следует назвать маздакитское движение в Иране и те социальные явления в Византии, которые под оболочкой религиозных разногласий между монофизитами и халкидонитами распространились и на Закавказье, и на Переднюю Азию.

Революционное движение, возглавленное в конце V века Маздаком, ставило своей целью достижение имущественного равенства перед законом, а также равенства в семейном быту. Это крестьянское движение, к которому примкнули и ремесленники, связанное с манихейством и продолжавшееся около сорока лет (488-528/9 годы), не могло на протяжении этого времени не отразиться и на жизни народов Закавказья, хотя бы в видоизмененной форме. Только у одного из древних авторов, у Моисея Хоренского, писавшего в конце V – начале VI века, т.е. в разгар маздакитского движения, можно усмотреть косвенные высказывания, связанные по мнению историков289 с этими событиями. Автор описывает упадок общества после падения династии Аршакидов и «патриаршества» из рода святого Григория, дает уничижающую характеристику учителям веры, монахам, епископам, ученикам, народу, воинам, князьям и судьям и заканчивает вдруг словами: «Прибавьте ко всему этому смуты со всех сторон согласно тому, как сказано: ”нет мира для нечестивых”»290.

Историк албанов, Моисей Каланкатуйский, сообщает, что албанский католикос Тер-Абас изгнал еретиков из Албании после получения письма от армянского католикоса Иоанна II (533-551) «об утверждении веры»291. Историк сообщает, что «католикос албанский произвел строгое расследование… и изгнал из Албании скверных учителей: Фому лицемерного, псалмопевца Илию, Бнота и Ибаса и других, подобных им. Изгнали их в отдаленные земли и восстановили мир»292.

Что касается изгнанных из Албании «скверных учителей», то сириец Ибас (Hibha) является лицом, известным в истории борьбы несториан с монофизитами в V веке. Будучи приверженцем Нестория, он являлся главою богословской школы в Эдессе и епископом этого города; Эфесский собор 449 года низложил его и требовал от него отречения от несторианства. Он умер в 457 году, т.е. за сто лет до времени деятельности армянского католикоса Иоанна II, с именем которого Моисей Каланкатуйский связывает изгнание из Албании Ибаса.

По мнению исследователей здесь речь может идти о каком-то проповеднике, тоже носившем имя Ибаса и жившем в первой половине VI века, но более вероятно, что имеется в виду какой-либо из последователей Ибаса, которые, после того как византийским императором была закрыта школа в Эдессе и члены ее изгнаны, широко разошлись по странам Передней Азии и продолжали свою проповедническую деятельность293. Они могли появиться и в Албании, где последователи Ибаса продолжали, быть может, связывать свое учение с его именем.

Сложнее остается вопрос с названным вместе с Ибасом неким Бнотом. Из числа лиц, являвшихся в первые века распространения христианства в Передней Азии носителями религиозных учений, оппозиционных к христианству и зороастризма и потому причисленных к еретикам, может быть назван и манихеец Бундос, который при Диоклетиане начал проповедовать сначала в Риме, а потом в Иране свое учение. На взгляд некоторых исследователей в данном случае мы имеем дело с одним из продолжателей учения Бундоса, появившемся в Албании в целях насаждения здесь одного из течений манихейского толка. Но не исключена возможность того, что Моисей Каланкатуйский по памяти приводил имена лжеучителей, живших за два и три века до него, но приурочивал их к недавним событиям VI века294.

Из приведенных древними авторами данных видно, что и Моисей Хоренский и Моисей Каланкатуйский воспринимали маздакитское движение как величайшее бедствие, которое когда-либо постигало людей. В связи с этим обращает на себя внимание и оценка, даваемая Табари, арабским историком IX века, революционному движению Маздака: «Все люди попали в общую беду; о таком [бедствии] никогда еще не было слыхано»295.

Полагая, что учение Маздака подняло народные массы не только в Иране, но и в странах Закавказья, приходится предполагать, что эти страны должны были испытать и последствия этого движения, выразившиеся в ряде реформ, проведенных Хосровом Ануширваном, главным образом военно-административного и налогового порядка. Ликвидировано было внутреннее самоуправление в этих странах; с этого времени они были подчинены персидскому правителю - марзбану, который ведал всеми сторонами жизни закавказских народов. Албания, Иверия, Армения и Атропатакан были объединены в одну военно-административную единицу называемую «северный кустак».

Таким образом царская власть Албанских Аршакидов прервалась, и с 510 года по 629 год Албанией управляли персидские марзбаны.

В Византии в это время правили императоры Анастасий (491-518), Юстин I (518-527) и Юстиниан I (527-565). В начале VI века в Византии шла своего рода гражданская война – борьба партий цирка, зеленых и синих, являвшихся двумя противоборствующими политическими течениями. Юстиниану удалось на время подавить эту борьбу враждебных друг другу политических партий, чтобы сосредоточить силы на борьбе с Персией, которая в этот период велась главным образом из-за Иберии: персы пытались присоединить не только Картлию, но захватить и Лазику, чтобы выйти к Черному морю и оттуда угрожать Византии. Борьба эта продолжалась много десятилетий, от поры до времени прерываясь перемириями или кратковременными периодами мира. «Вечный мир», заключенный между Византией и Персией в 532 году, дал народам Закавказья только короткую передышку, так как в 542 году в Лазике опять появились персидские войска, и война снова разгорелась.

На фоне вышеописанной международной обстановки протекала в первой половине VI века историческая жизнь народов Закавказья, в частности Албании.

В середине VI века, в правление Хосрова I Ануширвана в Персии и Юстиниана I в Византии, Албания подверглась вновь страшному нашествию с севера, а именно нападению хазар, принесшему неисчислимые бедствия. Об этом в «Истории албан» говорится предельно кратко, но выразительно: «Страна наша подпала под власть хазар; церкви и писания преданы были огню. Тогда во второй год Хосрова, царя царей, в начале армянского летоисчисления (551 год – А.Н.) перенесли престол патриарший из города Чора в столицу Партав ввиду хищнических набегов врагов Креста Господня»296. Партав, основанный якобы по повелению Сасанидского царя Пероза, т.е. во второй половине V века, и названный сначала Перозапатом, за истекшие 60-70 лет быстро, видимо, превратился в большой город; в середине VI века он называется уже столицею.

Интересно отметить, что албанский историк, говоря о перенесении патриаршего престола из Чора в Партав вследствие нашествия хазар, указывает дату – второй год царствования Хосрова, царя царей. Если он имеет в виду Хосрова I, то второй год царствования его приходится на 532-533 годы, т.е. на то время, когда Закавказье наводнили гунны. Если же имеется ввиду Хосров II, то второй год его правления приходится на 591 год, и перенесение патриаршего престола происходило бы шесть лет спустя после первого появления хазар на Кавказе.

Но какие-то набеги северных племен все же должны были иметь место и в предшествующее время, так как в мирном договоре 562 года между Хосровом и Юстинианом упоминаются Каспийские ворота и какой-то проход или перевал «Хорутзон», через который персы пропускали северные кочевые и полукочевые народы, направляя их на страны Закавказья и Византию.

Двадцатилетняя война между Персией и Византией, сопровождавшаяся разрушением городов и селений Закавказья и принесшая разорение населению, закончилась в 591 году новым разделом Армении. Хосров II уступил Маврикию (582-602) большую часть Армении. К Византии отошла и часть Иберии (Картли) до Тбилиси. Об Албании во время заключения этого договора, по-видимому, речи не было, во всяком случае источники ничего о ней не говорят.

Арменией при византийском владычестве правили армянские нахарары, поставленные Византией и носившие греческие титулы «патрикий» и «куропалат». Албания оставалась в это время в сфере влияния Персии; не исключена возможность, что персы проводили здесь ту же политику с целью подавления тенденций к восстановлению независимости, какую проводил император Маврикий в отношении армян и которую он в одном из своих посланий рекомендовал Хосрову II. Маврикий писал: «Есть между нами неугомонный и непокорный народ, который родит смуты. Давай я соберу своих [армян] и отправлю во Фракию, а ты собери своих и повели отправить их на восток. Ежели они умрут, так умрут наши враги, а ежели они будут убивать, то будут убивать наших врагов. Мы же будем жить в мире. Ибо если они останутся в своей стране – покою нам не будет»297.

Себеос рассказывает, что Маврикий отправлял армян во Фракию и «настойчиво требовал, чтобы приказ был исполнен». Но тогда армянские князья стали переходить на службу к персам, которые принимали их с почетом, а рядовое население, в том числе армянская конница, должно было воевать с аварами во Фракии. Подчиненные же персам албаны и армяне направлялись, вероятно, против эфталитов и тюрок на востоке и против гуннов и хазаров на севере298.

Послание императора Маврикия к Хосрову является замечательной иллюстрацией отношения Византии к своим единоверцам на Кавказе.

Кстати, после смерти Маврикия Персия воспользовалась смутами в Византии и захватила обратно те армянские и иберские области, от которых ей пришлось отказаться в 591 году.

 

289. См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.220.

290. Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Эммина Н.О. М, 1893. кн.III, гл.67.

291. См. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.II, гл.7.

292. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.II, гл.8.

293. См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.222.

294. См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М ., Л ., 1959. с .222.

295. Tabari. Geschihte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Leyden, 1879. с.154.

296. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.II, гл.4.

297. Себеос. История. Ереван, 1939. гл. XIII.

298См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.234-237.

206Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.60.

207. Елише. О Вардане и Армянской войне. Критическое издание текста, выполненное Е.Тер-Минасяном. (перевод И.А.Орбели) Ереван, 1957. С.70.

208. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.2.

209. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.2.

210. Себеос. История. Ереван, 1939. гл.VI.

211. Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. гл.75, С.353.

212. Иешу Стилит. Хроника. П. 18. См . перевод Пигулевской Н.В. Месопотамия на рубеже 5-6 в.в. М.-Л., 1940. с.134.

213. См. История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства. Ч.3- 4. М .-Л., 1939. с.120.

214. См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.201-216.

 

 

На титульную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов