Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Кавказская Албания в IV веке


По-видимому, в начале IV века правителем Албании становится Урнайр. Начало его правления частично совпадает по времени с царствованием Тиридата III (287-330) в Армении и Диоклетиана (284-305) и Галерия (305-314) в Риме. Это время ознаменовано победой Рима совместно с закавказскими народами над Сасанидской Персией, в которой правил Нарсе (293-303). В 298 году был заключен мирный договор в Нисибине. Победа закавказских народов и наступивший после Нисибинского договора 40-летний мирный период благотворно отразился на развитии экономики и культуры стран Закавказья. В этот же период в Албании вслед за аналогичным процессом в Армении и Иберии христианство, будучи воспринято в первую очередь двором и знатью, становится государственной религией.

В процессе борьбы между двумя империями, Римом-Византией и Персией, в которую неизбежно втягивались и страны Закавказья, Албании и Иберии приходилось принимать то одну, то другую сторону в зависимости от политической обстановки153. Армения же, цари которой являлись родственниками представителей низложенной в Персии династии, находилась во враждебных отношениях с Сасанидами и поэтому выступала часто совместно с Византией против них.

История Албании, переплетающаяся в этот период с историей Армении и Персии, ввиду скудности источников, не может быть должным образом освещена. Только отдельные упоминания об участии албанов в международных отношениях и событиях этого времени имеются у Фавста Византийского, Моисея Хоренского и Моисея Каланкатуйского. К числу этих немногих сведений относится и упоминание князя Ути в числе шестнадцати главнейших сатрапов и «топархов» (правителей областей), созванных Тиридатом III, по-видимому, в первые годы IV века для сопровождения святого Григория Просветителя в Кесарию154.

В 30-х годах в области Пайтакаран правителем являлся аршакид по происхождению Санатрук. По свидетельству Моисея Хоренского, он был отправлен в Пайтакаран вместе с «юным Григорисом», насадителем христианства «в отдаленных частях государства», в результате обращения к Тиридату «правителей северо-восточных частей, управлявших отдаленным городом, называемым Пайтакараном»155. Этот Санатрук, причастный к гибели святого Григориса, после смерти Тиридата, «возложив на себя корону, завладел городом Пайтакараном: при помощи чужих народов он думал завладеть всею Арменией»156. Согласно сообщению историка, армяне обратились за помощью к римскому императору Констанцию и получили от него в помощь войско под предводительством римского полководца Антиоха. Антиох возвел на армянский престол сына Тиридата III Хосрова II Котака и направился с войсками на Санатрука. Санатрук же, оставив в Пайтакаране пришедшие ему на помощь персидские войска, «сам с албанскими нахарарами пошел искать убежище у Шапуха». Тогда Антиох приказал «грабежом ослабить силу непокорных» ввиду отказа персидских войск покориться и, собрав затем с местного населения дань, вернулся со своим войском в Рим, считая свою миссию законченной 157.

После объединенного похода армянских, греческих (ромейских) и иберских войск против Албанского Пайтакарана, начинается второй этап борьбы – нашествие на Армению Санатрука со сборными албанскими войсками158.

Санатрук, после того, как ему не удалось воцариться в Пайтакаране, на этот раз овладевает Арменией и, «почти год, насильственно захватив всю страну, держал её»159. Через год армянам удалось вытеснить Санатрука из своей столицы г. Вагаршапата.

Вскоре после вышеописанных событий, вероятно в ближайшее десятилетие по воцарении в Армении Тирана (338- 345 г .г.), Албания снова стала ареной военных столкновений между северными народами, с одной стороны, и Арменией и Персией – с другой. «Северные народы, соединившись, прошли через ущелье Чор и поселились в пределах албанских в продолжение четырех лет»160 и отсюда нападали на Армению. Персидский царь Шапур II на этот раз встал на сторону армян и, придя на помощь Тирану, «избавил его от нападения северных народов».

В последующее десятилетие продолжались дружественные отношения Шапура и с албанами. Римский автор Аммиан Марцеллин, описывая выезд Шапура перед битвой с римлянами под Амидой в 359 году, сообщает, что Сасанидского царя сопровождали: слева царь хионитов Грумбат, справа «царь албанов, равный с первым по месту и почету, позади - различные военачальники, выделявшиеся авторитетом и властью»161.

Начиная с середины IV века традиционная дружба между Албанией и Арменией была нарушена на длительное время.

В политику Шапура, пытавшегося подчинить себе всё Закавказье, входило постепенное привлечение на свою сторону сначала Албании, в прошлом союзницы Армении, а затем и Иберии, в которую он вторгся в 368 году.

Албания в этот период продолжала оказывать помощь персам, к тому же албанский царь Урнайр был женат на сестре Шапура; династические интересы были противопоставлены интересам народов Закавказья. Когда Шапур, выступив в поход, стал распределять свои войска против римского и армянского войска, то находившийся при нем царь Урнайр просил у него как награды права «самому со своим отрядом выступить против армянского войска царя Папа», но с тем, чтобы персы выступили против римского войска162.

Сражение, имевшее место на Дзиравском поле, около горы Нпат, в районе Багавана, в 371 году, носило ожесточенный характер и закончилось победой армян и римлян. «Армянский спарапет Мушег бил жестоким боем персидские войска и, дождавшись встречи с албанским отрядом, разгромил и эти войска. Он настиг также албанского царя Урнайра, когда тот пустился в бегство. Подъехав близко, он концом своего копья долго бил его по голове, приговаривая: «Будь благодарен, что ты царь и носишь венец на голове, я царя не убью, если меня даже ждет наказание за это». И он позволил ему бежать вместе со своими всадниками в албанскую страну»163. Мушег же, стал громить страны, напавшие на Армению, в их числе и Албанию. Реку Куру в 371 году он сделал границей между своей страной и Албанией.

Далее Фавст Византийский сообщает, что когда через некоторое время Шапур вновь стал готовиться к походу против армян, то «албанский царь Урнайр тайно послал весть Мушегу… и осведомил его, говоря: «Очень благодарен тебе за то, что ты не убил меня; Бог предал меня тебе в руки, а ты пощадил меня; этой любви я не забуду, покуда я жив. Но я уведомляю тебя, что персидский царь Шапух готовится со всеми войсками неожиданно напасть на тебя»»164. Мушег и римский полководец Терентий заблаговременно подготовились к встрече с врагом и нанесли Шапуру вторичное поражение.

Вероятнее всего предположить, что описываемые события (сражение на Дзиравском поле) происходили при другом албанском царе Урнайре II165.

Имеются упоминания об именах царей, правивших Албанией в четвертом столетии: Завчаган (Иочаган, Иавчаган), Маргаван (Мирхаван), Сато и Асай166 .

В 387 году имел место раздел Армении между византийцами и персами. Граница между Албанией и Арменией вновь переместилась, отойдя за те правобережные области Куры, которые до 371 года принадлежали Албании. В 428 году в восточной части Армении прекратилась династия Аршакидов. Об Албании в этот период источники умалчивают167.

 

154. См. Агафангел. История царствования Тиридата. Париж, 1870. П.136.

155. Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Эмина Н.О. М., 1893. кн.III, гл.3.

156. Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Эмина Н.О. М., 1893. кн.III, гл.3.

157. Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Эмина Н.О. М., 1893. кн.III, гл.6.

158. См. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.12.

159. Фавстос Бузандаци. История Армении. Перевод Геворгяна М.А. Ереван, 1953. кн.III, гл.7.

160. Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Эмина Н.О. М., 1893. кн.III, гл.12.

161. Аммиан Марцеллин. Историяю Перевод Кулаковского Ю.А. Киев, 1906- 1908 г .г. Кн.XVIII, гл.6.

162. Фавстос Бузандаци. История Армении. Перевод Геворгяна М.А. Ереван, 1953. кн.V, гл.4.

163. Фавстос Бузандаци. История Армении. Перевод Геворгяна М.А. Ереван, 1953. кн.V, гл.4.

164Фавстос Бузандаци. История Армении. Перевод Геворгяна М.А. Ереван, 1953. кн.V, гл.4.

165. См. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. Кн.I, гл.9 и С. 305 (прибавление к гл.15).

166. См. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. с.305 (прибавление к гл.15).

167. См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.186-201.

 

На титульную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов