Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Средневековые ученые Лакза

     Лакз был родиной многих средневековых мусульманских ученых, в том числе представителей влиятельной династии дарбандских факихов, историков и мухаддисов ал-Лакзи; установить этот факт позволяет ремарка Йакута ал-Хамави, относящаяся к одному из представителей этой династии — Мусе б. Йусуфу б. ал-Хусайну ал-Лакзи, сыну Йусуфа б. ал-Хусайна ал-Баби, историографа Аглабидов. Судя по лакабу ас-Саййад («рыбак»), с которым в Райхан ал-хака’ик фигурирует ряд представителей этого рода, ал-Лакзи были связаны с рыбным промыслом: средневековый Дарбанд был одним из самых крупных поставщиков рыбы в Западном Прикаспии. Своими корнями род ал-Лакзи восходит к Да’уду, переселившемуся в первой половине X в. в Баб ал-абваб. Райхан ал-хака’ик сообщает о трех сыновьях Да’уда: Йусуфе, ал-Хусайне и Мухаммаде.

     Йусуф б. Да’уд ал-Факих ал-Баби — шафи‘ит, обучался в свое время в Багдаде у Абу-л-Музаффара ас-Cам‘ани (ум. в 489/1096 г.), деда автора Китаб ал-ансаб Абу Са‘да. Сам ад-Дарбанди учился у Абу Бакра ас-Сам‘ани (ум. в 510/1116 г.), сына Абу-л-Музаффара, а также у двух племянников Йусуфа б. Да’уда ал-Баби (см. о них ниже), так что эта информация подтверждается с разных сторон. 

     Второй сын Да’уда — Абу ‘Абд Аллах ал-Хусайн б. Да’уд ал-Баби — был последователем традиций, восходящих к ал-Хасану ал-Басри. В ряде случаев в Райхан ал-хака’ик зафиксированы его ссылки на правоведов-маликитов, в частности на Абу Тахира Мухаммада б. ‘Умара ал-Малики. Если судить о его религиозно-правовой принадлежности по иснадам, то получается, что ал-Хусайн был маликитом, в то время как его ученики были шафи‘итами и джа‘фаритами.

    Мухаммад б. Да’уд — младший сын Да’уда — упоминается Абу Бакром ад-Дарбанди чрезвычайно редко. Он также был факихом. В Райхан ал-хака’ик (л. 133а) описывается сон, связанный с этим человеком, который видел товарищ Абу Бакра ад-Дарбанди из ал-Баба (ба‘д мин асхабина).

Продолжение династийных традиций рода ал-Лакзи связано с потомками ал-Хусайна б. ал-Да’уда. Ад-Дарбанди был знаком с двумя его сыновьями — Абу Йа‘кубом Йусуфом и Абу Бакром Мухаммадом. Что касается Абу Бакра Мухаммада б. ал-Хусайна ал-Баби, то о нем известно лишь то, что учителем его был некий шайх аз-Зубаради (дарбандский шайх аз-Зубайр или шайх аз-Зубайди, с которым был лично знаком Йусуф ал-Баби? Он скончался в Баб ал-абвабе незадолго до того, как ад-Дарбанди принялся за написание своего труда. В  Райхан ал-хака’ик (л. 132а) зафиксировано сновидение ад-Дарбанди, в котором к нему обращается «почтенный старец» Абу Бакр Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Баби и говорит ему, имея в виду обстоятельства, вынудившие автора покинуть родину: «Если бы случившееся с тобой произошло во времена моего брата и дяди, было бы намного тяжелее...» Судя по контексту источника, Абу Бакр ал-Баби был мухаддисом.

     В уста Абу Бакра ал-Баби не случайно вложены слова, упоминающие о его брате. Речь идет об Абу Йа‘кубе Йусуфе б. ал-Хусайне б. Да’уде ал-Факихе ас-Саййаде ал-Баби (ум. до 482/1089- 90 г .) — ближайшем духовном наставнике ад-Дарбанди после Абу-л-Касима ал-Варрака, известном дарбандском шайхе, авторе первоначальной версии Дарбанд-нама. Более подробно о его личности рассказано ниже, при изучении исторических источников эпохи ад-Дарбанди.

     Оба сына Абу Йа‘куба ас-Саййада ал-Баби — ал-Хасан и Мухаммад — фигурируют в Райхан ал-хака’ик с нисбой ад-Дарбанди, в то время как их отец, дяди, другие старшие родственники этого рода — как ал-Баби. Наиболее известным из сыновей Абу Йа‘куба ас-Саййада был Абу ‘Абд Аллах ал-Хасан б. Йусуф ад-Дарбанди — суфийский шайх, аш‘арит по богословским взглядам, а по религиозно-правовым, судя по его духовной генеалогии, шафи‘ит. Как и автор Райхан ал-хака’ик, он учился в Багдаде у суфия-аш‘арита Ибн аз-Захра’ ат-Турайсиси (ум. в 497/1103 г.). Не исключено, что он был знаком и с семейством ал-Кушайри; известно, что он был особенно близок к суфию-шафи‘иту Абу Исхаку Ибрахиму б. Мухаммаду ас-Суфи (ум. в 543/1148 г.), ученику Абу Хамида ал-Газали и Абу Мухаммада ат-Тамими (ум. в 488/1095 г.) (Райхан, 35а). По Ибн ал-‘Имаду (Шазарат, IV, 135), Абу Исхак обучался и у Абу-л-Касима ал-Кушайри, а Ибн аз-Захра’ был близким товарищем Абу-л-Касима ал-Кушайри и его сына Абу Насра по совместной учебе в рибате Абу Са‘да ас-Суфи.

     Второго сына Йусуфа — Мухаммада б. Аби Йа‘куба ас-Саййада ад-Дарбанди — автор Райхан ал-хака’ик называет своим другом. Поэтому имя его он приводит без традиционного в таких случаях титула аш-шайх, а форма передачи информации предполагает обычную беседу (кала ли). Со слов Мухаммада ас-Саййада в Райхан ал-хака’ик (л. 209а) приведена интересная история из жизни его отца, Абу Йа‘куба ас-Саййада ал-Баби, в которой фигурирует начальник стражи в Баб ал-абвабе, силой отобравший у последнего выловленную им большую рыбину.
Имя третьего сына Йусуфа устанавливается по кунйе отца — Йа‘куб. Четвертый — Абу ‘Абд Аллах Муса б. Йусуф б. ал-Хусайн ал-Лакзи — упоминается в биографическом словаре Йакута (Му‘джам, IV, 364). Ученик багдадской ан-Низамийи, Муса ал-Лакзи обучался под непосредственным руководством ал-Газали и был знаком со многими выдающимися людьми своей эпохи. Йакут утверждает, что Муса б. Йусуф ал-Лакзи прибыл в Хамадан в 502/1108 г. и поселился у Ширавайха б. Шахридара (ум. в 509/1115 г.), сына которого — Шахридара б. Ширавайха (483–558/1090–1163) — он обучал по книге Китаб ан-нa‘т Абу Бакра б. Аби Да’уда (ум. в 316/926 г.). В Та‘рих Хамадан Ширавайха б. Шахридара, одного из наставников Абу Бакра ад-Дарбанди, указывается на то, что сам Муса ал-Лакзи изучал эту книгу под руководством шарифа Абу Насра Мухаммада аз-Зайнаби. Речь идет о родном брате главного накиба Багдада Абу-л-Фавариса, представителе ханафитской элиты Багдада и влиятельного рода Хашимидов, из которого происходил Пророк.
У Абу Насра аз-Зайнаби обучались такие известные ученые, как Абу-л-Музаффар ал-Кушайри, сын Абу-л-Касима ал-Кушайри (ас-Субки. Табакат, IV, 264), Абу Тахир ас-Силафи, Абу-л-‘Аббас ал-Асадабади (Ибн ал-‘Имад. Шазарат, IV, 155) и другие ученые, с которыми был знаком и Абу Бакр ад-Дарбанди. Приведенная информация дает некоторое представление о круге творческого общения Мусы ал-Лакзи. Согласно Йакуту (Му‘джам , II, 15), шариф Абу Наср аз-Зайнаби скончался в 479/1086 г. 

Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.

 

На главную страницу >>>

 

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов