Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


КОММЕНТАРИИ

1 Абу Муслима звали Абдаррахман ибн Муслим (см.: Бартольд. Абу Муслим, с.479). Подробно об этом см. разд.1, коммент. 105, 172.
2 Абдалмутталиб - дед пророка Мухаммада. Таким образом, в разбираемом тексте Абу Муслим выдается за араба-корейшита. В действительности же Абу Муслим был перс по происхождению (см.: Бартольд. Абу Муслим, с.479).
3 Табарзина (искаж. перс, табарзин) - "топор; [боевой] топорик, секира".
4 Манн - см. коммент. 198 к разд.1.
5 Речь идет о халифе Марване II. См. разд.1, коммент. 195.
6 Текст свидетельствует о шиитской ориентации отца Абу Муслима. В данной связи следует подчеркнуть, что В.В.Бартольд отмечал особую популярность Абу Муслима у персов (см.: Бартольд. Абу Муслим, с.480).
' Населенный пункт вблизи Мерва (см.: Бартольд. Историко-географический обзор, с.68, 69).
8 Об этом см.: Минорский. История, с.34.
9 См. разд.2, коммент. 18.
10 Сел.Рича (Ч1аар) Агульского района. В ричинской надписи от 1241 г. это селение названо Баб ал-кист Риджа (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч.1, с.81, 83). В "Истории Абу Муслима" речь идет, очевидно, о сел.Рича с его округой.
11 Сел. Каракюре. См. разд.2, коммент.28.
12 По-арабски "моя сестра" - ухти, что фафически полностью совпадает с Ахти. Предлагаемая этимология топонима Ахти является неверной.
'3 В стену здания ахтынской пятничной мечети вставлена плита со следующей арабской надписью: "(Коран IX, 18). Сельская община Ахти области Самур реставрировала эту соборную мечеть, [стоящую] на месте старой мечети, которую построил доблестный правитель Абдаррахман, названный Абу Муслимом ад-Димашки, завоеватель области Дагистан. [Сделали это] в 1316 г. хиджры, или в 1899 году по христианской эре, ввиду того, что она по прошествии веков пришла в ветхость".
ак В, Д — далее добавлено: "а Ламу — в Харадж".
ал В, Д - Хваризми.
МВ - Илик.
ан Б - Анух; В - Инуг.
00 В - Лики; Д — Л.ки. Здесь текст списков В и Д обрывается. ап В тексте А — Х.шти.
14 См. разд.1, коммент. 105, 144, 148, 150.
15 Коран XVII, 83.
16 Сел.Казикумух, ныне Кумух. Букв.: "аргумент веры".
18 Вали (араб.) - "правитель, наместник".
19 Усуг (Усар/Усугьар) - селение в Курахском районе.
^ Речь идет о Куруше. 21
Хнов  (Хин,  Хинав)   - селение в Ахтынском районе. В этом селении
встречаются куфические надписи XII-XIV вв. (см.: Шихсаидов. Эпиграфические
памятники, с.148-156). 22
" Шиназ (Шиназыр, Синазыр) - селение в Рутульском районе. Впервые его упоминает арабский географ и историк XIII в. Закарийа ал-Казвини (см.: Cazwini's Kosmographie, с.404-405).
23 Речь идет о населенном пункте Куба. См. разд.1, коммент. 223.
24 Местность к югу от Самура.
25 О нем см. разд.1, коммент. 201.
26 Сел.Штул Курахского района.
27 Сел.Хучни    (Хушнаъ)   Табасаранского района. Впервые упоминается под
1451 г. (см.: Шихсаидов. Новые данные, с.147). 28
° Возможно, это то самое селение Ф.ва, которое упоминается в письме
ширваншаха "народу пограничья Гумик" (см.: Масуд ибн Намдар. Сборник, л. 122а)
и которое можно отождествлять с сел.Фий Ахтынского района. В.Ф.Минорский и
Кл.Каэн полагают, что название Ф.ва (Фува) соответствует нынешнему городу Куба
(см.: Minorsky, Cahen. Le Recueil, c.188). 29
Населенные пункты Диках, Учук, Б.ч.кал идентифицировать не удалось. 3^ Возможно, что речь идет о сел.Ашар, расположенном в Курахском районе.
31 Сел.Тпиг в Агульском районе, где имеются куфические надписи ХШ-XIV вв. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч.1, с.97-98).
32 Аных - селение в Кусарском районе АзССР.
33 Сел.Лек (Лекит), расположенное в Кахском районе' АзССР, либо сел.Алик Кубинского района.
34 Сел.Цахур, первое упоминание о котором встречается у Закарийи ал-Казвини (XIII в.), но в связи с событиями конца XI в. (см.: Cazwini's Kosmographie, с.405).
35 Сел.Джар в Закатальском районе АзССР.
36 Селение близ Джара.

 

На главную страницу >>>

 

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов