Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


ИСТОРИЯ АБУ МУСЛИМА

(Предисловие)

В 1862 г. в "Азиатском журнале" Н.В.Ханыков опубликовал арабский текст и французский перевод анонимного сочинения, посвященного исламизации Дагестана1. Сочинение это не имеет названия, но в литературе его стали условно называть "Историей Абу Муслима".
"Истории Абу Муслима" известна в восьми списках.
1) Список А - опубликован Н.В.Ханыковым, который назвал его "Списком Гагарина"; имя переписчика и время переписки не указаны.
2) Список Б - хранился в мавзолее, воздвигнутом над могилой шейха Ахмада в 1622 г. в сел.Гельхен (ныне Курахский район); текст "Истории Абу Муслима" находился в составе сборной руко­писи (л.4б-5б), написанной на белой фабричной бумаге черными чернилами, почерком насх. Список Б был переписан в 1213/1798-99 г. с текста, датированного 1153/1740-41 г. и переписанного, в свою очередь, неким Ибрахимом ал-Фугани2.
3) Список В - находится в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф.1, оп.1, л.378)3 в составе собрания материалов по истории Дагестана, пере­писанных в 1925-1926 гг. сотрудником Дагестанского музея М.П.Инкачилавом с текстов, обнаруженных им в различных населенных пунктах Дагестана. "История Абу Муслима" занимает первый лист рукописи, в конце "Истории" имеется карандашная запись на арабском языке: "[Переписана] в Салта, из книг ас-Салти, с рукописи, написанной почерком Дамадана ал-Мухи" (Дамадан из сел.Мегеб, ныне Гунибского района, - известный да­гестанский ученый XVII - начала XVIII в., ум. в 1724 г.).
4) Список Г - хранился у жителя сел.Рича Агульского района Х.Курбанова. Список был написан на двух листах белой фабричной бумаги черными чернилами, почерком насх не ранее второй поло­вины XIX в. Текст сочинения неполный, переписчик и дата пере­писки не указаны.
5) Список Д - хранился среди рукописей мечети сел.Цудахар Левашинского района. Текст источника написан на листе белой фабричной бумаги черными чернилами, каламом, почерком насх. Дата переписки не указана. В конце текста списка имеется запись: "Я переписал [это] из рукописей Файдаллаха". В списке Д имеется дополнение - перечень имен потомков михтара Санджаба, сына Абу Муслима.
6) Список Е - хранится в Рукописном отделе ЛО ИВ АН СССР (шифр А-310). Текст "Истории Абу Муслима" записан каламом на лицевой стороне бумажного свитка (75 х 21 см) черными чернилами, почерком насх наряду с другими текстами, в частности записью по истории рутульцев Шиназского округа XVI-XVII вв., условно названной "Шиназским Анонимом"4.
7) Список Ж - включен в рукописный сборник исторических и иных материалов, хранящихся в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф. 14, N 2504, л.87б-88б). Об этом сборнике подробнее см. ниже, "История Каракайтага", список А.
8) Список 3 - хранится в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф.1, оп.1, N 425) в составе сборника, включающего "Историю Абу Муслима" (л.2а-2б) и "Дербенд-наме" (л.2б-5б). Текст записан на листах ученической тетради в клетку черными чернилами, насхом. Переписчик - Малланураддин из сел.Рича, дата не указана, очевидно, однако, 30-е годы XX в.
Сравнение списков "Истории Абу Муслима" показывает, что они отличаются друг от друга незначительными деталями в обозначении географической номенклатуры или же отдельными вставками. Одно лишь отличие существенно: список А дает дату выступления Абу Муслима на Дагестан "после" 110/728-29 г., а большинство остальных списков - "после" 300/912-13 г.
Основные темы "Истории Абу Муслима":
1) Родословная Абу Муслима, доведенная до Абдалмутталиба, деда пророка Мухаммада; шиитская окрашенность деятельности отца Абу Муслима (сражался "ради Хусайна ибн Али").
2) Выступление Абу Муслима против Марвана (последнего омейядского халифа) - т.е. его проаббасидская деятельность.
3) Военные действия Абу Муслима в Ширване и Южном Дагестане, его расположение в междуречье "под горой, называемой Шах Албурз", и битвы с дагестанцами ("Летом он сражался с жителями области Баб ал-кист, называемой Риджа, а зимой - с жителями Баб ал-Абваба, называемого Дербенд").
4) "Мирная" идеологическая деятельность Абу Муслима, т.е. строительство мечетей и одновременно - насаждение правителей (мечеть в Каракюре и правитель его - михтар Санджаб5, сын Абу Муслима; мечеть в Ахты и поселение там сестры Абу Муслима "вместе с ее мужем Исхаком Кундишканом"; строительство мече­тей в Рича и Мака и назначение туда эмира Хамзы, двоюродного брата Абу Муслима).
5) Деятельность Ибрахима, сына Абу Муслима, по распространению ислама в Кумухе и Аварии; Ибрахим-ширваншах по прозванию Бурханаддин6.
6) Список потомков михтара Санджаба, семь сыновей которого обосновались в селении Усуг, и их конфликт с жителями сел.Микрах.
7) Потомки Сайфаддина, сына михтара Санджаба, в Микрахе.
8) "Выход" сыновей михтара Санджаба из Усуга в другие селения, "где они живут до сих пор, поколение за поколением", их роль в исламизации.
9) Строительство Ибрахимом, сыном Абу Муслима, мечети в Микрахе7.
10) Сайфаддин, сын Абу Муслима, в Микрахе, его победы над войсками Самсама8.
11) Подробное "распределение" населенных пунктов между сыновьями михтара Санджаба (Куруш/Куруз, Хнов/Хинав, Рутул, Шиназ, Кубба, Гельхен/Калхан, Курах).
12) Расселение сыновей Йусуфа, сына михтара Санджаба (т.е. внука Абу Муслима), по южнодагестанским селениям.
13) Потомки Абу Муслима обосновываются в Кубе, Ширване, Табасаране, Аварии, Кумухе, Кайтаге, Кубачи, Хучни, Цахуре, Шиназе, Джаре и Тала, т.е. расселяются по всему Дагестану и части Северного Азербайджана.
Из этого перечня можно выделить более поздние вставки, разрывающие связный рассказ "Истории Абу Муслима":
1) Отрывок о деятельности Ибрахима, сына Абу Муслима, по распространению ислама в Аварии и Кумухе, о том, как он стал ши рван шахом, с почетным прозвищем Бурханаддин. Отрывок этот скорее напоминает деятельность ширваншаха Ибрахима Дербенди  (1382-1417), принявшего участие в "религиозных походах" Тимура на Северный Кавказ.
2) Рассказ о строительстве мечети в Микрахе султаном Ибрахимом, сыном Абу Муслима.
3) Рассказ о победе над войсками Самсама; этот рассказ, обстоятельно изложенный в "Ахты-наме", - очевидная искусственная вставка в текст; составителю "Истории Абу Муслима" был, воз­можно, известен рассказ о Самсаме, изложенный в "Ахты-наме", но скорее всего авторы обоих названных сочинений имели в своем распоряжении рассказ о борьбе с хазарским войском Самсама.
4) Расселение потомков Абу Муслима по всему Дагестану (в том числе в Аварии, обычно не связываемой в ранних сочинениях с мусульманской традицией).
Последняя тема - о власти потомков Абу Муслима "во всем Дагестане" - заслуживает особого рассмотрения, ибо свидетельствует о формировании нового облика хроники - о переходе от сугубо'местной, южнодагестанской тематики к общедагестанской, к утверждению концепции о повсеместном мусульманском (из рода Мухаммеда) генезисе политической власти во всех без исключения областях Дагестана.
В "Истории Абу Муслима" эта тема несет огромную смысловую нагрузку - сочинению придается общедагестанский характер, утверждается новая форма авторского самосознания. В опре­деленном смысле этот отрывок можно рассматривать как попытку представить не столько иной список (или вариант), сколько иную редакцию "Истории Абу Муслима". Этой цели подчинен, возможно, и ряд других указанных нами всгавок: родословная Абу Муслима (возводимая к пророку Мухаммаду), строительство мечетей, разрастание правящей элиты и др.
В целом события "Истории Абу Муслима" более поздние, чем в "Ахты-наме". Как уже указывалось, в тексте фигурируют две даты: первая треть VIII в. и начало X в. Абу Муслим, сыгравший выдающуюся роль в свержении династии Омейядов и приходе к власти Аббасидов в 750 г., в Дагестане не был9. Абу Муслимом стали называть Масламу, арабского полководца, правителя Ирака и Хорасана, совершившего в 91/709-10 и 113/731-32 гг. разорительные походы на территорию Дагестана10. Замену эту предстояло произвести до конца - так появился рассказ о борьбе Абу Муслима с Марваном (т.е. о событиях середины VIII в.). Когда произошла эта "подмена" - точно неизвестно; "История Абу Муслима" дает некоторые основания отнести это интересное явление примерно к Х в.
Вместе с повествованием о деятельности двух поколений потомков Абу Муслима исследуемое сочинение охватывает 60-75 лет и, как и "Ахты-наме", не выходит за пределы VIII в. Таким образом, первая дата, упоминаемая в "Истории", в определенной мере подтверждается.
Вторую же дату - начало X в. ' - никак нельзя связать с деятельностью Абу Муслима (или Маслами). Однако включение этой даты в текст не случайно. Можно предположить, что начало X в. - это время составления сочинения, поскольку именно в этот период берут начало такие явления, как строительство мечетей, разукрупнение политической власти, рост значения отдельных селений, образование крупных населенных пунктов.
В.Ф.Минорский находит сходство идеологической концепции "Тарих Дагестан" и "Истории Абу Муслима", которую он называет "Псевдо-Дарбанд-нама": "...работа Муллы Мухаммада Рафи или ее последняя редакция - тенденциозный памфлет, имеющий целью обосновать претензии шамхалов на преобладающее положение в Дагестане... По сходному пути идет Псевдо-Дарбанд-нама, составленная около 1195/1780 г. и описанная Н.В.Ханыковым"11. И далее: "Возможно, что ханыковская Псевдо-Дарбанд-нама является только извлечением из Ахты-нама"12.
В статье А.Е.Криштопы рассматриваемое сочинение представлено как позднейшая обработка важных исторических тем. Основанием для этого послужило изучение отрывка о султане Ибрахиме: "...сыном Абу Муслима назван "султан Ибрахим" -"наиб", а затем "вали" Ширвана "с титулом ширваншах, с прозвищем бурхан ад-дин". Первым ширваншахом, носившим такое имя, был Ибрахим I Дербенди... прототипом "султана Ибрахима" в "Тарих Абу Муслим" был ширваншах Ибрахим I Дербенди (1382-1417). Следовательно, ранее его времени "Тарих Абу Муслим" не мог быть создан. Более того: крайняя степень фольклоризации образа Ибрахима (вплоть до признания его сыном легендарного Абу Муслима) заставляет предполагать весьма позднее оформление этого сочинения - вероятнее всего, уже после падения (1538) династии Дербенди, когда утрата независимости Ширвана и постоянные войны на его территории создали почву для идеализации предыдущей эпохи... Все это заставляет предполагать оформление его окончательной редакции не ранее второй половины XVI в."13.
Выше мы уже писали о "вставных" текстах и темах, структурно выпадающих из общего контекста, искусственно (но вполне проду­манно) введенных в основной текст "Истории Абу Муслима". К числу такого рода преднамеренно внесенных интерполяций относится и отрывок об Ибрахиме, сыне Абу Муслима. Без учета этого обстоятельства невозможно, как мы видим, создать правильное представление об историческом сочинении в целом, как и о времени формирования его отдельных частей.
Перевод "Истории Абу Муслима" дан по списку А.

На главную страницу >>>

 

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов