Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Фото"Железный" Генрих"

"Не могут люди вечно быть живыми ,
Но счастлив тот , чье будут помнить имя".
Алишер Навои

К славной когорте тех, чьи имена стали бессмертными , принадлежит Генрих Алиевич Гасанов, Герой Социалистического Труда , лауреат Ленинской и Государственной премий СССР , доктор технических наук, профессор, внук известного ученого - философа Гасана Апкадари, брат композитора, лауреата Тосударственных премий СССР Готфрида Алиевича Гасанова. Генрих Алиевич родился 8 июля 1910 года в г.Дербенте , в семье служащего Али Гасановича Гасанова . Мать - Елена Владимировна Бек - Гасанова.

Долгие годы Г.А. Гасанов с семьей жил в Буйнакске, затем в Махачкале. В 1927 году, окончив трудовую школу, поступил в Ленинградское военно - морское училище им. Фрунзе, где учился с другом детства Магомедом Гаджиевым, в 1929 году был демобилизован из- за болезни из училища , вернулся в Махачкалу и поступил на работу слесарем на бондарный завод Дагрыбтреста .

В 1930 году Генрих Алиевич как лучший рабочий был направлен на учебу в Азербайджанский нефтяной институт . В 1931 году со второго курса перевелся в Ленинградский кораблестроительный институт. После его окончания в 1935 году был направлен на работу в каче стве инженера - конструктора в центральное конструкторное бюро Балтийского судостроительного завода .

Г.А. Гасанов начал работать в отделе проектирования морских котлов и за короткий срок стал ведущим специалистом в этой области, а в 1938 году возглавил проектную группу. Сорок лет своей яркой, всегда полной творческих замыслов жизни отдал Генрих Алиевич становлению и развитию отечественной морской энергетики. Еще да войны им был создан испытательной стенд , на котором отрабатывались варианты обеспечения живучести корабельных энергтитических установок. Предвидение и масштаб его прогноза позволили снизить, потери флота. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, Г.А. Гасанову за накопленный опыт, воплотившийся в ряде научных работ была присуждена Государственная премия СССР первой степени. Считая, основной задачей конструкторской работы оказание технической помощи личному составу кораблей Военно - Морского Флота в реальных условиях эксплуатации (в основном в наладке и ремонте корабельных установок ) и намереваясь провести исследования, которые помогли бы определить правильный путь технического развития отечественного кораблестроительного котлостроения, Гасанов провел 1943-1944 годы на кораблях Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. За эту ответственную и умелую работу он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и рядом медалей .

Любовь к делу - именно то , что вело самого Г.А. Гасанова по жизненным ступеням . Обладая неистощимой энергией, ан увлекал энтузиастов, талантливых и просто работоспособных людей, страстно преданных, как и он, инженерной деятельности .

После войны повысились требования к котельным установкам. Для создания новых котлов, отвечающих высоким требования необходимо было создать творческий , силь ный, работоспособный коллектив. И здесь Генрих Алиевич выступил в роли организатора. В 1946 году он был назначен начальником и главным конструктором бюро на Балтийском судостроительном заводе им . Серго Орджоникидзе. Коллеги говорили о Гасанове, что он в работе прежде всего главный конструктор , а потом уже начальник. Он обладал необычайной смелостью при решении сложнейших научных и технических проблем, прекрасной интуицией и научной прозорливостью . В послевоенный период под непосредственным руководством Г.А. Гасанова и при его личном участии был создан ряд котельных конструкций , за которые в 1958 году он был удостоен Ленинской премии, а в 1970 году за новые открытия в области морской энергетики Г.А.Гасанову было присвоено звание Героя Социалистического Труда .

Занимаясь научной и педагогической деятельностью, Г. А. Гасанов внес большой личный вклад в подготовку морских инженеров - механиков . В 1959 году Г.А. Гасанов был утвержден Высшей аттестационной комиссией в качестве доцента кафедры котлов Ленинградского кораблестроительного института , а в 1966 году ему была присуждена ученая степень доктора по теории и проектированию судовых парогенераторов, тесно связанные с практикой, с большим интересом воспринимались студентами. Под его научными руководством были подготовлены и успешно защищены многие диссертационные работы. Г.А. Гасанов активно участвовал в работе на учно - технических советов Министерства судостроительной промышленности СССР .

Крупный конструктор, талантливый руководитель, большой ученый и опытный педагог Г.А. Гасанов обладал прекрасными человеческими качествами . Душевность и отзывчивость, готовность делиться своим опытом с молодыми коллегами снискали ему исключительное уважение .

Анатолий Петрович Александров, бывший президент Академии наук СССР, долгие годы работавший с Генрихом Алиевичем, в поздравительном адресе к 60- летию конструктора дает ему такую оценку : "... во время совместной длительной и очень плодотворной (с Вашей стороны) деятельности мы знали Вас как творца оригинальных и прогрессивных конструкций, вы вполне заслужили свое неофициальное имя " Железный Генрих " и его полностью подтвердили , хотя последнее время Вас более точно следовало бы назвать " Генрихом Полиметал лическим ". В последнее время ваша неутомимая изобретательность дала новую яркую вспышку. Вы предложили все перевернуть вверх дном и построить на новых принципах . Мы кинулись вслед за вами и сейчас с надеждой идем к тому времени , когда будет получен решающий результат . Мы уверены, что ваша кипучая энергия и плодотворная деятельность дадут еще не одно абсолютно новое предложение ".

В газете " Красная Звезда " от 15 сентября 1988 года рассказывается , как " целый месяц не покидая кабинет, не отвечая на звонки, три крупных ученых Н . И . Долижал , В . Н . Перегудов и Г.А . Гасанов - видный специалист по корабельной энергетике , поставили чертежную доску, с утра до ночи считали, чертили , снова чертили и считали . Постепенно определили вес атомной энергетической установки , ее габариты . Они создали атомный реактор для подводных атомных лодок ".

Генрих Алиевич отличался скромностью, никогда не говорил о своих достижениях, да и нельзя было в то время о них говорить . Был такой случай. Когда Гасанов при нес домой Государственную премию, жена - Ангелина Николаевна спросила, за что он ее получил. На это Генрих Алиевич ответил: " Да я и сам не знаю , за что ".

В.Ф Савочкин, зам . начальника Главка Министерства судостроительной промышленности СССР, вспоминал: " Г.А .Гасанов был обаятельным человеком , жизнелюбом и признанным острословом. Его остроумие проявлялось не только в часы отдыха, оно было его постоянным орудием в борьбе с равнодушием, бюрократизмом, просто некомпетентностью ..." ' :

В 1971 году, после шестнадцатилетнего отсутствия, Генрих Алиевич вместе с женой Ангелиной Николаевной получил возможность посетить Дагестан. С большой радостью он встретился с родственниками и земляками в родном селении Апкадар , друзьями детства в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Гунибе. С Абакаром Имамутдиновичем Гаджиевым совершил свое второе восхождение на Гимринский хребет (первое - вместе с Абакаром и Магомедом Гаджиевыми, Эффенди Калиевым состоялось в юности). Радость, улыбка, смех не покидали его .

28 мая 1973 года Генриха Алиевича не стало .

Г.А. Гасанов оставил о себе добрый след . И после смерти он остался верен флоту . Его имя присвоено крупному танкеру Северного флота, который был спущен на воду 28 июля 1976 года. Слова В . Маяковского "... чтобы, умирая, вопгготиться в пароходы, строчки и другие добрые дела ", думаю, относятся и к Генриху Алиевичу Гасанову.

Н .И .АЛКАДАРСКАЯ, преподаватель школы - лицея N 39, краевед , заслуженный учитель школы РСФСР и ДАССР

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов