Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


ЛЕЗГИНСКАЯ СВАДЬБА

В начале родители жениха ходили в дом девушки узнать, согласны ли они выдать дочь за их сына.  Затем они посылали трех сватов (двух мужчин - дядю и брата и обязательно одну женщину - близкую родственницу).  Во время сватовства они делали лишан, т. е.  приносили невесте головной платок, кольцо, серьги и сладости (кусковой сахар, конфеты и т. д. ).
В это время в доме жениха идет веселье, играет музыка.  Родственники девушки устраивают угощение гостям.  В одной комнате собирались мужчины, в другой - женщины.  Здесь договаривались о дне свадьбы и о том, что должны принести родственники жениха для невесты и ее родственниц (аналых). . .
Если свадьба назначалась на дальний срок, в каждый мусульманский праздник от имени жениха делались подарки невесте.  После сватовства наступало время крар, когда на подносах несли в дом невесты сахар, одежду, конфеты, масло, одного-двух баранов, рис, ткани, муку - причем все это делалось демонстративно, показывая всем сельчанам попадавшимся по пути, все добро.  Сестра жениха шла к невесте, беседовала, ближе с ней знакомилась.  Свадьбу обычно назначали на понедельник или четверг.  За несколько дней до свадьбы местный мулла в присутствии представителей жениха и невесты заключал брак (некягь), при этом для невесты сторона жениха выделяла определенный участок земли.  Если не было земли, то записывали за ней быка, корову или что-нибудь из домашнего имущества.  Родители невесты требовали этого до заключения брака.  Из угощений самым популярным была халва «исида», которую готовили горянки по различным случаям: религиозным и календарным праздникам, во время различных ритуалов, связанных со свадьбой, рождением ребенка, поминками.  Делали халву из пшеничной муки, масла и сахара.  Поcле приготовления еще горячую ее разливали в медные круглые подносы (суьни), где она застывала, и после этого использовалась по назначению.  Незадолго до свадьбы у жениха собирались близкие родственники, которые за обеденным столом распределяли обязанности родственников на свадьбе (тамаду, его помощников, ответственного за музыку и танцы, наибов жениха, поваров, как правило мужчин).  В доме невесты приготовления к свадьбе были не менее торжественными, но подернутыми легкой печалью («Чему радоваться, когда дочь навсегда уходит в другую семью?») и немноголюдными, ограниченными самым близким кругом родственниц.  В день свадьбы в дом жениха приходили близкие родственники: мужчины собирались в отдельной комнате, где на ковровом полу расстилалась большая скатерть (суфра), в середине которой ставились куча разломанного хлеба и большая чаша с шурвой (лезгинский суп с мясом).  Затем подавалась долма (голубцы с капустой), а в знатных и богатых семьях - рисовый плов.  В доме невесты угощение бывало очень скромным.  Свадьба обычно длилась два дня.  Первый день проходил в заботах о приготовлении блюд, а вечером, поднявшись на крышу дома жениха, двое зурначей с барабанщиком особыми свадебными мелодиями извещали, что начинаются «далдамар» (буквально - «барабаны» - т. е.  свадебное торжество).  Весь вечер, а иногда и всю ночь длились танцы в убранном коврами дворе.  Сначала мужские, позже парные с женщинами.  Во время танца мужчина давал в руки женщины деньги (шабаш), которые она могла забрать с собой или отдать музыкантам.  Танцевали по очереди все мужчины.  Желающих танцевать было очень много, а дети, взобравшись на окружающие крыши, подражая взрослым, по-своему веселились и учились танцевать.  На следующий день рано утром, чуть забрежжит рассвет, музыканты снова поднимались на крышу и исполняли специальную мелодию «сегьярар», как бы извещающую о том, что наступил главный день, когда невеста пересту- пит порог дома жениха.  Ни жених, ни невеста в свадебных ритуалах не участвовали.  Жених уединялся с дружками, но не у себя дома, а в доме «наиба», который отвечал за его безопасность и поэтому особо оберегал его.  Все они проводили время за угощением и развлечениями.  В доме невесты устраивался девишник, состоявший из ее близких родственниц и подруг, с обязательным угощением.  Близкие родственники носили на свадьбу генже (шелковый платок) и муку в медной чашке.  В середине второго дня музыканты сворачивали танцы во дворе и, возглавив большую толпу, сопровождавшей коня, повозку или фаэтон для невесты, с музыкой начинали свадебное шествие, которое чуть ли не на каждом перекрестке останавливалось для исполнения зажигательных темпераментных танцев.  Приближаясь к дому невесты, женщины громко пели песню «Перизада! Гьай гуьзел яр», а молодежь особенно неистово танцевала лезгинку.  
Женщины со стороны жениха приносили с собой мед, конфеты, сахар, хлеб с маслом и раздавали их детям и взрослым.  Невесту с закрытым лицом и горько рыдающую (если не плакала, счи- тали это нескромным) выводили отец или братья и, когда она приближалась к фаэтону, женщины ее осыпали мелкими кусками колотого сахара и конфетами («Чтобы жизнь была светлая и сладкая!»).  В повозку погружали приданое невесты.  Еще задолго до свадьбы каждая ахтынская девушка готовила себе «чийизар» (приданое и подарки для жениха и его родственников): вязала чулки, носки, ткала ковры, матаки (ковровые подушки), вышивала платки, скатерти и другие изделия.  По их качеству определяли, какая невеста: трудолюбивая или ленивая, с художественным вкусом или без.  Многое из сделанного ею она укладывала в чемодан и забирала с собой в новую семью.  Каждая невеста должна была иметь свой сундук, который заполняла свежим хлебом, халвой исида, вареными яйцами, конфетами, печеньями и другими яствами.  Сундук, чемодан с вещами, ковер, медный таз, постель, медный кувшин для воды были придаными, обязательными предметами невесты.  В фаэтоне подружки невесты (наибар) везли зажженную керосиновую лампу, символизировавшую будущую светлую жизнь, единство двух очагов, двух тухумов (держали ее очень осторожно, чтобы не гасла, а если все же гасла, считалось плохим знаком) и небольшое зеркало, имевшее тоже определенное магическое значение.  Невесту со всей процессией встречала мать жениха.  Поцеловав ее, она, взяв под руку, приводила девушку к порогу дома, где предусмотрительно ставили тарелку с медом.  Невеста должна была наступить на нее и разбить (опять намек на то, чтобы ей здесь жилось сладко) и только после этого ее проводили в специально отведенную комнату, где в одном из углов уже стоял ее сундук.  С опущенной головой и закрытым назназом (крепдишиновый платок) лицом она покорно садилась на сундук и тут же ей на колени сажали маленького мальчика с явным намеком, чтобы она родила такого же мальчугана.  В комнате невесты должны находиться только женщины.  Мать жениха приносит чурек, намазанный медом с маслом и раздает по кускам всем присутствующим, в том числе и невесте.  Затем женщина из состоятельных родственниц, благородная и имеющая много детей, снимает с невесты платок, закрывающий лицо.  Потом сюда приходят 6-7 родственниц невесты (къутан-папар) и уводят наибов невесты.  Они должны что-нибудь украсть из дома жениха.  Наибам дают в подарок 3 кг мяса, 3-4 чурека, платки или деньги (стоимость платка).  Невеста остается одна.  В это время к ней подходит родственница жениха и знакомит ее с домом, вещами, обстановкой.  До прихода жениха невеста обычно открывала сундук и вынимала два узла с подарками для наибов.  Жених отдавал их своим наибам, а сам вместе с невестой кушал что-нибудь.  Утром следующего дня наиб забирал жениха к себе, где тот оставался до вечера.  Второй день жених находился в гостях у второго наиба.  Бывали случаи, когда жениха воровали и за возврат похитители получали выкуп.  На третий день в доме жениха (его в эти дни называют беком) собираются близкие родственники вместе с наибами, сюда приглашаются невеста с некоторыми женщинами.  Происходит первое официальное представление невесты в роли официальной жены.  На четвертый день невеста, собрав близких родственниц жениха, раздает им подарки из своего сундука: полотенца, платки, носки, джурабки, халву, вареные яйца, орехи.  А дальше она вступает в роль второй хозяйки и активно участвует в различных бытовых и семейных делах.  
В народе говорят: как невеста поставит себя в первые дни в доме жениха, так и пройдет вся ее жизнь - свободной или зависимой.  
Парень и девушка зачастую до брака не знали друг друга: существующие адаты не позволяли им встречаться и даже разговаривать на улице.  Поэтому немало браков заключалось между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, а если у кого их не было, вступала в свои права мать парня, которая на свой вкус выбирала невесту для сына.  Некоторые из молодых ахтынцев, зная, что к вечеру по улицам аула к Ахты-чаю потянутся вереницы девушек с большими медными кувшинами для воды, устраивались поудобнее недалеко от берега реки и внимательно разглядывали, возможно, будущих своих невест.

СВАТОВСТВО

У всех народностей лезгинской группы инициатива в браке проявлялась не столько самим юношей, сколько его родителями и близкими родственниками.  У табасаранцев, например, юноша о своем желании жениться передавал родителям через своего товарища.  Прежде чем женить сына родители должны были знать о его выборе тоже через близкого товарища.  Затем родственники собирались на совет, где обсуждали достоинства и недостатки семьи предполагаемой невесты.  Решающее слово принадлежало уважаемым по возрасту сородичам.  После семейного совета родители жениха официально поручали самому близкому сородичу (мужчине или женщине) добиться согласия родителей невесты.  Сват (или сваха) несколько раз приходил в дом невесты, и только после третьего посещения посредник получал согласие на обручение.  На языках лезгинской группы сватов называли «илчи».  Сваха приходила в дом невесты с двумя ритуальными хлебами.  Если мать девушки была согласна на брак, то она принимала принесенный хлеб.  Противное означало отказ.  Хозяйка дома принимала гостей, ставила перед ними чай, сладости.  Однако, прежде чем дотронуться до еды, «илчи» сообщали цель своего прихода.
Лишь получив согласие, они присупали в трапезе.  Этикет не позволял открыто отвергать предложение.  Отказ давался в вежливой форме («Мы не думали о выдаче дочери замуж», «Еще не наступило время» и т. д. ).  Решающее слово принадлежало отцу.  Он мог выдать дочь и вопреки ее желанию.  Часто причиной несогласия родителей на брак служило социальное неравенство семей.  
После принятия предложения, родители жениха приглашали к себе близких родственников, которые приходили с подарками, и наиболее уважаемые из них отправлялись в дом невесты для окончательного сговора.  Подарок невесте состоял из кольца (серебряного или золотого, шелкового платка, платьев, носков, обуви, национального блюда-плова, сладостей).  В вечер заключения сделки (обручения) устанавливали день свадьбы.  Спустя 2-3 дня после получения задатка, родители жениха через своих родственников отдавали родителям невесты остальную часть калыма.  В этот день происходили угощения и в доме невесты, и в доме жениха.  В дом жениха приглашали по одному представителю от каждой сакли аула.  
Кроме калыма в брачном договоре был предусмотрен «кебин гъак» - деньги (не более 40 рублей серебром) для обеспечения жены в случае развода.  Окончательно договорившись, обе стороны – родственники жениха и невесты – поздравляли друг друга.  На этом обручение считалось завершенным.  В некоторых семьях назначался специальный день для обручения («лишанар»), а за день до него в доме жениха собирались все родственники с подарками или деньгами.  Родители жениха отбирали необходимые подарки, снаряжали
подносы (хунче) с одеждой, со сладостями, пловом.  В назначенный обручальный вечер делегация жениха шла в дом невесты с музыкой, впереди – мужчины, а за ними женщины с подарками.  Их встречали родители невесты.  В честь их прихода устраивались угощение, танцы.  Принятие принесенных подарков и части условленной части выкупа, надевание кольца на палец невесты («нишан») означало совершение обряда обручения и невеста считалась окончательно засватанной.  

СВАТОВСТВО - ОСОБЕННОСТИ СЕЛА КУСНЕТ

Довольно оригинальным является сохранившийся до сих пор обычай лезгин сел.  Куснет Кубинского района Азербайджана.  Молодые после официальной помолвки должны были пойти к священному дереву, известному под названием «Гелин пир» («Невестин пир»), и вырезать на нем дату обручения и свои имена.  По представлению кубинских лезгин, это священное дерево охраняет жизнь и благополучие молодых.  Несомненно, что это своеобразный обычай говорит о домусульманских верованиях народа.  От обручения до свадьбы родители жениха во время наступавших праздников посылали в дом невесты подарки, халву и другие национальные блюда.  После обручения («лишанар») жених и невеста скрывались от всей новой родни, не показывались на глаза друг другу.  Невеста, встретив жениха, убегала или сворачивала в сторону.  По рассказам, в отдельных лезгинских селениях до революции существовали неофициальные, тайные посещения невесты женихом.  Родить до замужества считалось позором.  

ПРИДАННОЕ

У прибрежных лезгин, особенно у азербайджанских, выкуп за невесту был известен под названием «калыма», у горных лезгин Дагестана – «рушен рагъ».  У лезгин большинство семей обходилось чаще всего без взимания выкупа и ограничивалось приобретением для невесты комплекта свадебной одежды и незначительной сумой (мейре), предусмотренной мусульманским правом шариата.  Чем выше и глубже в горы, тем реже встречался выкуп за невесту.  Плата за невесту получала наиболее яркое отражение в адатах.  Адат предусматривал и такое положение: если мужчина, сватая девушку из другого семейства, уславливался выдать за кого-нибудь из членов того же семейства свою сестру, то «иоль-пули» (условная плата) он не платил, и обмен этот назывался «баш-баша» (аз.  голова за голову).  Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла того возраста, который позволял ей вступить в брак, то ее сторона доплачивала по условию тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка.
Обычно приданое невесты превосходило сумму, вносимую женихом.  Нередко отец невесты давал своей дочери в качестве приданого скот, участок земли.  Даже средний крестьянин, отправляя приданое девушки, привязывал к телеге корову, говоря при этом: «Это ей».  Взимание выкупа за невесту – «калым» - в большинстве случаях наблюдалось в семьях зажиточной верхушки народностей лезгинской группы.  Выкуп за невесту вносили не только деньгами, но и натурой: зерном, баранами, крупным рогатым скотом.  Помимо калыма, жених обязан был купить будущей жене свадебный шелковый наряд, одну пару будничной одежды и пару сапожек или туфель.  

ПОДГОТОВКА К СВАДЬБЕ

Период между обручением и свадьбой у некоторых семей затягивался от одного до трех лет.  К свадьбе готовились обе стороны.  Играли свадьбу обычно осенью, после уборки урожая или в конце зимы, до наступления весенних полевых работ.  Свадебные торжества продолжались от двух до семи дней, что зависело от имущественного положения родителей.  Бедняцкие семьи ограничивались одно - двухдневным гулянием.  В организации свадьбы материально помогали невесте и жениху близкие родственники: дядя по отцу и матери, братья и др.  Родители жениха и невесты снаряжали караван (на лошадях), с которым близкие родственники отправлялись за необходимыми товарами и продуктами, которые и во вьюках доставляли домой.  Невеста и ее родня в это время завершали вязание шерстяных носков, тканье ковров, хурджунов.  
Накануне свадьбы родители жениха созывали на семейный совет близких родственников, распределяли между ними обязанности по встрече гостей, подготовке свадебной еды, убою скота и т. д.  в больших свадебных котлах приготовлялись национальные блюда: суп с мясом (шурва), плов, соус, голубцы и др. ; выпекали хлеб.  В день свадьбы (воскресенье или четверг) приходили приглашенные.  Приезжавших из других аулов гостей представители жениха встречали на подступах к селению с музыкой.  

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Свадьба всегда сопровождалась музыкой.  У кубинских лезгин это было трио: тар, каманча, тафт; у горных лезгин, табасаранцев и агулов – зурнист и барабанщик.  Особой популярностью пользовались профессиональные музыканты из селения Ахты.  В Южном Дагестане особой популярностью пользовались табасаранские ашуги.  Нередко на свадьбах состязались певцы – лезгинские, рутульские, табасаранские.  Азербайджанские песни и музыка звучали на всех свадьбах народностей лезгинской группы.  

СВАДЬБА - ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

С приходом музыкантов и начинался свадебный обряд.  Перед свадьбой жених со своими друзьями шел купаться на реку, после чего его одевали в свадебную одежду, и он уходил в дом самого близкого родственника, где веселье шло отдельно, для узкого круга.  Жениха с этого дня именуют «ччам».  Друзей жениха называют «енгияр», «наибар», у кубинских лезгин еще «пакаул».  Невесту именуют: «свас», а ее подруг – «наибар», «енгияр».  
На торжества приходили гости, женщины аула приносили по миске муки, сладости, а приезжие приводили барана или козу.  В маленьких селениях на свадьбу приглашали весь аул.  В таких больших селениях, как Ахты, Курах, Касумкент и др.  составляли списки, по которым специально выделенные люди созывали гостей.  У цахуров это делала сестра жениха, одевавшая свадебный наряд невесты.  Ее свиту одаривали за приглашение деньгами, сладостями.  
В теплое время года свадьбу проводили во дворе, а столы для торжеств накрывали в комнатах.  Мужчины и женщины располагались на свадьбах отдельно.  Гостей-мужчин обслуживали мужчины, гостей-женщин – женщины.  Во время танцев на одной стороне стояли мужчины, на другой женщины.  В танцах активно участвовали все гости.  Танцами руководил «чауш» - специально выделенное лицо.  «Чауш» заказывал музыкантам танец по желанию танцующих.  Любимым национальным танцем была лезгинка, а также и другие
танцевальные мотивы Азербайджана и Дагестана.  На некоторых свадьбах танцующей женщине-лезгинке близкие знакомые и родные давали в руки деньги.  Окончив танец, она бросала их музыкантам.  Если на свадьбе присутствовала обрученная невеста, то родственники жениха вызывали ее на танец и одаривали деньгами.  По этикету мужчина не мог закончить танец раньше своей партнерши, ибо это считалось оскорблением ее чести.
Свадьба проходила, в основном, в доме жениха.  На свадьбе в доме невесты присутствовали лишь ее подружки и близкие.  На гулянке в доме жениха по традиции избирали главного тамаду, который именовался «хан» или «шах маджлис».  У шаха было два заместителя, два телохранителя и два «чауша» (часовых – исполнителей воли шаха).  Шах маджлис был главным лицом – блюстителем порядка.  Обычно это был представитель зажиточной верхушки.  На свадьбе он мог по своему усмотрению наказывать и штрафовать любого.  Перед «шахом» стоял стол с угощениями.  Вопреки грозящему наказания, гости, особенно молодежь, старались нарушать волю «шаха» и приказание его слуг.  Ради шутки и веселья они пытались стащить шахскую папаху, украсть со стола шаха еду и т. д.  Трофей становился собственностью победителя, но, если во время кражи «шах» замечал «вора» и ударял его специальной палкой, виновник возвращал взятую вещь и штрафовался по усмотрению «шаха».  Штраф выражался, например, в том, что нарушитель должен был доставлять на кухню барана, сладости и т. д.  Если кто-нибудь ловко припрятывал шахскую папаху, то наказывали «шаха».  Так, с шутками, танцами, состязаниями, песнями и с обильным угощением проходила свадьба.  

СВАДЬБА - ШАРИАТ

Акт бракосочетания по шариату «кебин» у народностей лезгинской группы совершался за месяц, за несколько дней или в день свадьбы.  При юридическом овормоении мусульманского брачного акта присутствовало 5 человек: два представителя со стороны родственников жениха и невесты, два свидетеля из односельчан и мулла.  Свидетели формально спрашивали жениха и невесту о согласии их на брак.  Невеста по обычаю молчала, вместо нее отвечал дядя или отец.  По поверю религиозных людей, во время заключения «кебина» или «нека» (обряда венчания) дом, в коем происходила эта церемония, должен был оберегаться от влияния «злых духов».  Для этой цели у дверей дома и на крыше ставили своих людей.  

СВАДЬБА - ВТОРОЙ ДЕНЬ

На второй день свадьбы, в полдень, в доме жениха приступали к снаряжению свадебной свиты.  В состав ее входили самые близкие люди, в том числе и сестра жениха.  В отличие от других женщин-родственниц, она одевалась в красное платье и набрасывала на плечи белый платок.  Она обязана была накрыть невесту шелковым платком.  Свиту отправляли за невестой с музыкой.  На пути к дому невесты устраивались скачки со стрельбой.  Молодежь, особенно дружки жениха, показывали искусство джигитовки.  Приближаясь к
дому невесты, свита выделяла из своего состава лучших наездников, они, ускакав вперед, сообщали о приближении жениха.  Кто прибывал первым, тот получит от родных невесты «кебаб» (куски жареного мяса на шомполе) и платок, который завязывался на шею лошади.  В это время в доме невесты происходил обряд прощания.  Родные и близкие клали руку на правое плечо невесты, что означало их разрешение выйти замуж и пожелание ей счастья.  Сестры и подруги торжественно наряжали невесту в свадебный наряд, заплетали ей косы, пели народные свадебно-прощальные песни из цикла «Перизаде» (Перизаде – мифологическое имя доброй, прекрасной женщины-лезгинки.  По некоторым преданиям Перизада – реальное имя):

Перизада

Бахчейраван къизилгуьлер
Перизада, гъай, гуьзел яр
Къизилгуьлер я Семендер
Перизаде, гъай, гуьзел яр.
Зав килигай катран вилер
Перизада, гъай, гуьзел яр
Ваз тахьунлай, сад аман яр
Перизада, гъай, гуьзел яр.
Къацы векьин къеняй (о) къугIай
Перизада, гъай, гуьзел яр
Бахтавар хуьй ичин жалгъа
Перизада, гъай, гуьзел яр.
Шалбуз дагъдиз сагьар къуртIа
Перизада, гъай, гуьзел яр
Яраб жедатIа кани гада
Перизада, гъай, гуьзел яр.

Одна из старинных песен подруг, которые поются хором при проводах невесты в дом жениха:

Я руш вун тухузава
Вахъ юлдашар кузава
Гьарай руш тухузава
На чи рикI атIузава
Чархи кIамун явшанар,
Руш тухудай душманар.
Сандухдаллай абаси.
Хкведе рушан иеси.
Къавал чими рагъ ала,
Рушан вилел нагъв ала
Шемир-шемир ччан таза
Жейран-ханум!
Виридан кьилел къвер
Къаза я, ччан ханум.  

СВАДЬБА - ВСТРЕЧА ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ

Свиту жениха встречали родные невесты и угощали.  Во дворе дома устраивались танцы.  В это время подружки пели и одевали невесту.  У табасаранцев, при облачении невесты в свадебный наряд, ее подружки устраивали козни.  Вместо того, чтобы одеть невесту, сами надевали ее платье, а затем требовали от представителей жениха, ожидающих ее выхода, выкуп (плату за невесту).  Пока они не получали требуемый подарок, невесту задерживали.  После удовлетворения требования невесту облачали в свадебный наряд, а затем покрывали голову ее шелковым одеялом.  Невесту выводил родной брат, если его не было, то дядя.  Когда невесту должны были увезти в другой аул, подводили ее к убранной и оседланной лошади с правой стороны, и трижды повторяли ее подъем на лошадь с пожеланием ей счастливого пути.  С невестой ехала в качестве наставницы родственница – «енга».  При выходе монеты на нее бросали мелкие монеты, сахар, конфеты.  Свиты жениха и невесты шествовали вместе, с музыкой и танцами.  Невеста шла в окружении подруг.  Одна из них держала в руках зажженную лампу.  Во время шествия свадебной свиты молодежь квартала, откуда происходила невеста, загораживала дорогу и требовала выкуп.  Родственники жениха вынуждены были удовлетворить их требование.  Зрелище это привлекает любопытных.  Играет музыка, бьет барабан, а невеста делает только один шаг.  Сваты танцуют, смешат ее – и в ответ получают еще один шаг.  И так – до глубокого вечера».  При приближении невесты к дому жениха один из его друзей мчался на коне предупредить о том родителей и родственников, при этом он стрелял в воздух.  Навстречу ему выходила родственница жениха и одаривала его платком, который завязывался на шее лошади.  Друг жениха возвращался обратно.  Наконец, свадебная свита останавливалась у дома.  Со всех сторон на невесту бросали монеты, сахар, орехи, конфеты, зерна риса.  Все это означало пожелание молодым зажиточной и плодовитой жизни.  Вслед за невестой, или раньше, привозили ее приданое.  Если невеста была из другого селения, для гостей подавали фаэтоны или верховых лошадей.  Мать и сестра жениха встречали невесту на пороге своего дома с тарелкой меда или сахара.  У одних из народностей лезгинской группы невеста должна была попробовать мед, у других она должна угостить сладостями родственниц жениха.  Мать, сестра жениха благословляли ее и произносили свои пожелания.  «Да будешь ты матерью семи сыновей и дочери красавицы», «Дай, Аллах, вам здоровья и долгой жизни» и т. д.  невеста должна была, по поверью, вступить на порог дома правой ногой – признак того, что жизнь ее будет правильной.  В некоторых местах под эту ногу клали деревянную ложку с маслом, и невеста должна была раздавить ее.  Это означает, что она наступает на будущее изобилие.  Присутствующие при этой церемонии девушки старались выхватить раздавленную ложку и смазать ее маслом свои косы.
После таких церемоний невесту вводили в убранную, отведенную для нее комнату.  Мужчины сюда не могли входить.  Невеста находилась в окружении женщин и девушек.  Ее усаживали на привезенный ею сундук и до позднего вечера распевали ей песни и веселили.  Сама невеста не должна была петь и разговаривать затем приводили маленького мальчика, передавали его в руки невесты и пели:

Постель, постель
Пусть постель мягкая будет,
Пусть будет семь сыновей и одна дочь,
И та пусть упадет с дерева и умрет.
Постель, постель,
Пусть вокруг очага полно сыновей будет,
А за дверью много шаламар.
Будешь рожать только сыновей,
И ткать будешь только ковры.
Постель, постель
Пусть (она) как жук прилепится
И (полюбится) мужу,
Пусть, как пчела, заботится о доме.
Поздравляю тебя с новым домом,
Дорогая невестка.  

СВАДЬБА

К полуночи от невесты уходили женщины и подруги.  С ней оставалась пожилая родственница, ее наставница «енга», которая руководила всеми поступками невесты, вплоть до передачи ее мужу.  В полночь, после свадебного пира, жених в сопровождении своих друзей направлялся к невесте.  Невеста ожидала прихода жениха, стоя в углу комнаты.  Жених имел в руках палочку как символ власти.  Он приближался к своей будущей жене, снимал с нее платок, и они усаживались вместе за «суфра» (скатерть с яствами).  Невеста угощала жениха жареной курицей, халвой, пирожками, орехами.  Иногда молодежь, желая помешать молодым, поднимала шум, стучала в окна и двери.  Жених вынужден был откупаться и часть угощения передавал своим друзьям – телохранителям.  Спустя некоторое время, жених выносил платок девственности невесты и передавал его своим дружкам.  В некоторых местах в знак брачного акта дружки стреляли.  

СВАДЬБА - ОСОБЕННОСТИ СЕЛЕНИЙ

У каждой из народностей лезгинской группы в свадебных обычаях и обрядах были свои особенности.  Лезгинская, ахтынская свадьба и связанные с ней церемонии несколько отличались от кюринской (касумкентской и курахской).  Ахтынская свадьба обставлялась богаче кюринской.  Каждый приглашенный на нее должен был принести свадебный подарок.  На торжества приглашались профессиональные музыканты и певцы (ашуги).  В свадебном цикле не ограничивались одним обручением.  Происходило первое малое
(«лишан ктун») и второе большое обручение «хунчаяр».  Местные, локальные особенности имели даже и отдельные общества и аулы одной народности.  Но в основных чертах свадебный ритуал был одинаковым.  После окончания свадьбы молодая жена была уже участницей жизни в новой семье.  Спустя несколько дней, нарядно одетая молодая жена, в сопровождении женщин и подруг, отправлялась с кувшином за водой.  К роднику она несла с собой сладости и угощала всех присутствующих.  С этого момента начиналась ее трудовая жизнь.  

О ТРАДИЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОВ.

Демы – танцевальные вечера в прошлом составляли очень яркую часть разнообразных празднеств, проводимых лезгинами и родственными им народами.  Обратимся к словарям, чтобы разобраться в том, что из себя представляет «дем».

ДЕМ – танцевальный вечер; танцы на свадьбе; дем кутун начать танцевальный вечер; дем аладарун кончить танцевальный вечер.  (Б. Б.  Талибов, Гаджиев М. М.  Лезгинско-русский словарь.  Москва, 1966)

ДЕМ – мехъериз кьуьлер ийидай нянин мярекат.  Ша, мугьманар, гьаятдиз, Ацукьа чи демина.  Шукур хьурай гъуцариз, Авазва чун кефина.  З. Р. , Б. С.  Шарвили Низ ят1ани хва хьана.  Жумарт демдин абур я.  А. С.  РикI ва жибин.  Дем ават1а, кутар гъиле яхъ вуна, Килигмир вун рик1из гудай А. С.  Дишегьли.  Вучиз вуна наз маса гуз Дамахарда, лагь, зи вилик? Накь демина «ша» лагьайла, Куьз атанач зи кьуьлуьник? Ш. Ю.  Гадани руш.

дем кутун [къурмишун] гл. , ни 1) мехъерик кьуьлер ийидай мярекат арадиз гъун, кьиле тухун.  Пачагьди гьасятда дем къурмишна, рушанни етим гададин мехъер авуна.  Ф.  Акьуллу паб.  2) куьч.  шадвиляй кьулер авун.  Шадвилин межлис Гьажимурадан дараматдиз мукьва хьана.  Инални еке дем кутуна.  С.  Ярагъви ашукь Уьзден.  (А. Г.  Гюльмагомедов.  Словарь лезгинского языка (на лезгинском языке).  1 том А-КI.  Москва, 2004)

Как мы видим, демами являются праздничные вечера, основным или единственным содержанием которых были танцы – «кьуьлер».  В одних случаях демами называют танцевальные вечера в целом, в других случаях – только танцы на свадьбах. 

У Ризахановой М. Ш.  уточняется понятие «дем» в контексте свадьбы:

«Ночные танцы – «дем» с участием почти всей молодежи селения, проводились в одном из самых больших крытых дворов селения.  Они проходили весьма оживленно, особенно когда в танцевальный круг вступали ряженые…»

В литературе, посвященной обычаям, культуре, музыкальному и танцевальному творчеству лезгин, мы находим употребление слова «дем» по отношению к любым праздничным и массовым мероприятиям танцевального содержания.

Так, у Сейфуллы Керимова «дем» упоминается в описании обычая взаимопомощи – «мел»:

«Пение с танцами происходило в моменты перерыва между работами.  Мел сопровождался также угощением.  Вечером устраивались танцы, в которых принимало участие население почти всех возрастов.  Такой вечер назывался «дем».  На деме ничего кроме танцев не проводилось».

Особое значение для лезгин и народов лезгинской группы имели празднества и обряды, относимые к календарным.  Танцы служили неотъемлемой частью данных празднеств.  Многие из этих праздников сохранились и по сей день. 

Важнейшим таким праздником является «Яран Сувар», отмечаемый в день весеннего равноденствия.  Он отмечался особо торжественно.  Музыка, танцы, выступление канатоходцев, разнообразные игры и обряды, предшествовали прыжкам через костры, которые разжигаются ближе к вечеру.  После этого праздник продолжался до самого утра.  У лезгин эта ночь называется – «ЦIийи йиф». 

Очень красивыми праздниками являются «Цуькверин сувар» и «Чепер сув», проводимые на горном склоне близ сел.  Чепер (Джаба), а также и в других местах в Ахтынского и Докузпаринского районов.

А. М.  Ганиева отмечает, что вначале выбирается «шах» и «королева цветов».  На голову последней надевают венок из цветов и во главе с ней начинаются танцы, пение, игры.

«Накануне проводятся вечера танцев и игр, которые становятся как бы генеральной репетицией к весеннему молодежному шествию… Праздник этот представляет собой исключительно красивую картину: на фоне горного пейзажа соревнуются певцы, сказители, танцоры, наездники и т. д. ».

Не менее интересным праздником является КIару, отмечаемый лезгинами, табасаранцами и агулами.  Другое название этого праздника – «ПIинийрин сувар».  Он также сопровождался разными мероприятиями, в том числе и танцами.

В настоящее время славная традиция проведения массовых танцевальных мероприятий получает новое воплощение.  Во многих крупных городах Азербайджана и России организуются демы, собирающие, главным образом, молодежь.  Конечно, по форме проведения они сильно отличаются от традиционных демов, проводимых на природе.  Тем не менее, они выполняют свои основные функции в условиях города: консолидацию лезгин, а также представителей родственных им народов, и в содержательном плане наполнены национальной музыкой, танцами и разнообразными играми и конкурсами.

 

 

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов