Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


ФотоШтрихи к портрету

 

В Москве, Санкт-Петербурге, других городах живут тысячи дагестанцев. Чем только они там ни занимаются: от торгующих на рынках, мелких служащих, врачей, учителей до политиков и чиновников. Имена большинства из них известны только их родственникам и друзьям. Другие всегда на слуху. Но бывают люди, о которых не говорят каждый день, но и не забывают. Следят отсюда, из Дагестана, за успехами, жизненными событиями...

К сожалению, не только радостные вести о дагестанцах доходят домой. Поражает иной раз трагическая весть о чьей-нибудь смерти. Особенно печально, если уходит из жизни молодой, полный энергии и творческих планов человек с большим, как казалось, потенциалом. Известие о скоропостижной кончине сорокалетнего Гусейн-Джавида Садыки, талантливого художника, взволновало многих. Хотя около двух десятков лет он жил и работал в Санкт-Петербурге, но у него сохранились дружеские связи с домом.

Родившись в 1958 году в семье известного филолога-арабиста Магомед-Галиба Садыки, Джавид после девятого класса 17-й махачкалинской школы поступил в художественное училище, окончил его с красным дипломом. Через два года, которые отработал учителем в Аргуне, он уже студент академии им.Репина в Ленинграде, через пять - снова красный диплом, аспирантура при мастерской академика Мыльникова, в ученики к которому попадали исключительно одаренные художники.

Дипломная работа Джавида Садыки в хорошем смысле слова наделала много шуму. Триптих "Всадники революции" на тему исторических событий в Дагестане, естественно, был оценен на "отлично" и награжден серебряной медалью Академии художеств СССР. Этим дело не закончилось, автор монументальной живописной работы сразу же был принят в 1987 г. в Союз художников СССР. Безусловное признание художественным братством.

Потом эта монументальная композиция, в которой талантливо отражена вечная тема борьбы старого и нового, героизм и мужество, оптимистическая, безраздельная вера в идею, выполненная в динамичной манере, демонстрировалась в фойе кинотеатра "Россия". Посетители кинотеатра с удовольствием оставляли записи в книге отзывов, высказывая сожаление, что многое из творчества дагестанских художников, особенно живущих за пределами республики, не доходит до любителей искусства здесь, пылясь в подвалах и запасниках музеев городов страны.

Вообще, по мнению корифеев дагестанского искусства, Джавид Садыки был отличный рисовальщик, что, в общем, свойственно для мыльниковской школы монументальной живописи. Он прорабатывал типажи до мельчайших подробностей, ни одна деталь не оставалась непродуманной, и только потом приступал к живописи... Им были разработаны эскизы оформления спорткомплекса Пединсгитута, Детского театра, холла общежития Сельхозинститута, Дворца молодежи в Махачкале, фойе автовокзала в Южносухокумске и другие крупномасштабные работы.

А мама не хотела, чтобы сын выбрал себе такую неопределенную профессию-художник. "Будешь малярничать",-говорила она сыну, подавшему документы в Махачкалинское худучилище. А теперь уже и академия, и аспирантура были позади. Остался работать в Питере, женился тоже на художнице, сыну Омару сейчас 16 лет.

Джавид выставлял свои живописные работы в Махачкале, Москве, Санкт-Петербурге, за границей. Его работы и сейчас находятся в галереях Швейцарии, Венгрии. По иронии судьбы, в родительском доме остался лишь один небольшой этюд, который он написал для мамы за 15 минут, - симпатичный дворик, понравившийся ей своей тишиной и лиричностью. Теперь семье предстоит трудная задача - собирать его работы не только по всей стране.

Так внезапна и бессмысленна смерть молодого человека, который собирался много еще сделать. Просто тихо остановилось сердце... Накануне отъезда. Жена с сыном ждали его в Германии. В тот день родные должны были посадить его в самолет. Судьба предопределила свое...

Джавид в свои сорок стремился делать полезное не только для себя. Многим одаренным дагестанцам он постоянно помогал. Часто у него останавливались приехавшие на учебу земляки. Имея большую мастерскую в Питере, он мог разместить гостей, которые, бывало, жили здесь месяцами. Ведь он вел платную студию хорошо владея классической школой живописи, подготовил не одного абитуриента к поступлению в Академию художеств. Тепло вспоминают о нем художники старшего поколения. Хайрулла Курбанов рассказал, что именно Джавиду Садыки он и Магомед Шабанов – сами известные мастера живописи – доверили подготовить своих сыновей в « Репинку», которую они благополучно окончили. Жил в мастерской Садыки какое-то время сын Абдулзагира Мусаева, завкафедрой живописи ДГПУ, ученика академика Мыльникова.

По словам художников, Джавид оказал хорошее влияние на своеобразное творчество дагестанца Владимира Дыдика, с которым вместе учились в художественном училище. Он умел подбодрить, пробудить энтузиазм, стремление добиваться новых высот. Помог Володе перебраться в Санкт-Петербург. Вспоминая о Гусейн-Джавиде , скульптор Гейдар Гейбатов пожалел о том, что тот не успел реализовать всех своих творческих задатков, и со свойственной скульптору внимательностью подметил в его манере рисовать ярко выраженную пластичность, отличное знание анатомии. Не раз он награждался дипломами и грамотами Союза художников. И, как бы в подтверждение того, что это потеря не только для семьи и друзей из Санкт-Петербургской академии живописи, ваяния и зодчества имени И.Репина, в адрес Союза художников Дагестана пришла телеграмма соболезнования. Знал ли кто, что талантливому человеку отпущено так мало, знал ли он сам, что времени в обрез?

Рисовать он начал с детства. Чувство цвета, уверенные линии. Как-то раз, лет в десять сообщил домочадцам, что получил в институте "тройку" за чертеж, - вспоминают родители забавный случай. Оказалось, встретив в подъезде загрустившего соседа-студента, пожаловавшегося, едва сдерживая слезу, на никак не получившийся чертеж, Джавид предложил ему свою помощь, и, к удивлению обоих, в "политехе" его "достойно" оценили. Таким он и остался, став взрослым. То отдавал свою стипендию нуждающимся однокурсникам, то приводил их домой .. Художники - существа особенные. Они видят какие-то образы, фантазии. То, что постепенно появляется на холсте, сначала рождается в мире идей. В этот мир, в эту страну, населенную образами, проявленными и не проявленными в творчестве, наверное, и уходит художник после того, что остальные считают его смертью. Нужно только суметь заглянуть в этот мир, чтобы увидеть там счастливого, умиротворенного творца окружающих его форм. Только нужно в это верить.

Светлана ШИЛО

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов