Мир - вашему дому, покой - вашей душе!
БИОГРАФИЯ С. А. КЕРИМОВА
Сейфулла Асадуллаевич Керимов родился 14 ноября года в лезгинском селении Уллугатаг Касум-кентского района Дагестанской АССР в семье крестьянина. В предреволюционные годы семья жила в Баку, где отец будущего музыканта работал на нефтепромыслах. «Но это не была постоянная работа,— рассказывает С. А. Керимов, — поэтому родители больше вели кочевой образ жизни, поселяясь то в родном селении, то на хуторе близ железнодорожной станции Самур».
Детские годы композитора прошли в Самуре и Дербенте. После смерти отца мать с четырьмя детьми вернулась в Уллугатаг.
В 1935 году, после окончания сельской школы, Керимов поступил в Махачкалинское музыкальное училище (до этого он самостоятельно научился играть на народных инструментах, легко импровизировал на кеманче. Его первым педагогом был X. М. Ханукаев, обучивший его игре на скрипке и теоретическим предметам. В 1938 году Керимов по совету своего учителя перевелся в Одесский музыкальный техникум, где работал знаменитый педагог профессор Столярский. В 1941 году С. Керимов - уже студент Одесской консерватории, но начавшаяся война прервала учебу.
С 1942 года он работает артистом оркестра в Ансамбле песни и танца народов Дагестана. В соста ве специальной фронтовой бригады молодой музыкант выступает в частях действующей армии.
После окончания войны Керимов переходит на работу в Комитет по радиовещанию, где в течение почти 20 лет работает редактором и художественным ру ководителем музыкального вещания, а потом дириже ром оркестра дагестанских народных инструментов и, наконец, дирижером симфонического оркестра.
Одновременно С. А. Керимов ведет (с 1952 года) ряд теоретических предметов, в том числе курс народн ого музыкального творчества, в музыкальном учили ще, а с 1964 года возглавляет Махачкалинскую музыкальную школу.
К послевоенным годам относится и начало компо зиторской и музыковедческой деятельности Керимова. Интерес к сочинению у него возник под влиянием созданной в 1948 году композиторской студии, которой руководил московский композитор Г. П. Фельдман.
В 1951 году Керимов - к этому времени уже автор р яда удачных песен — стал студентом-заочником Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
В 1956—1958 годах он совершает фольклорные экспедиции в Касумкентский, Ахтынский, Магарам кентский районы Дагестана, собирая материал для своей наиболее значительной музыковедческой работы «Народное музыкальное творчество лезгин» (издана в Махачкале в 1961 году). В 1956 году Керимов пишет очерк о музыкальной культуре Дагестана для книги «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» («Музгиз», 1956 год).
В 1958 году С. А. Керимов закончил институт имени Гнесиных, а в 1969 году стал членом Союза компо зиторов СССР.
Заслуги С. А. Керимова неоднократно отмечались правительственными наградами. В 1960 году ему было присвоено почетное знание народного артиста Дагестанской АССР.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. А. КЕРИМОВА
ПЕСНИ
«Дорогу юным» (1948), сл. С. Маршака; «Ожидание» (1949), •сл. А. Ибрагимовой; «Песня о Родине» (1950), сл. Т. Хрюгского; «Три девушки» (1950), сл. Ш.-Э. Мурадова; «Аварская песня о мире» (1951, хоровая аранжировка Г. А. Гасанова); «Песня об Избербаше» (1956), сл. Т. Хрюгского; «Привет», «Сон» (1957, лакский текст Г. Саидова); лезгинская песня «Ты нравишься мне» (1957); кумыкская песня «Ты цветок моей души» (1959); «В горном ауле» и «Дороги мира» (1957), сл. Абигасанова; «Огни маяков» (1961), сл. А. Саидова; «Песня строителей» (1961), сл. Ш.-Э. Мурадова; «Город дружбы»; «Мы славим Дагестан»; «Песня о черешне»; шуточная песня «Назму Хайбай»; цикл «10 песен о Ленине и Октябре» (1957), сл. А. Саидова, А. Дмафарова, Ш.-Э. Мурадова; «Баллада о Казимагомеде» (1967); 15 песен для голоса с фортепиано (тексты на русском языке) и мн. др.
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
«Десять хоров без сопровождения на темы дагестанских народных песен» (1958): лезгинские — «Мулейли», «О мои горы», «Я-ле-ле», «Пери-зада»; аварские — «Песня без слов», две лирические песни; кумыкские — «Сад яблонь», «Ассай», «Суйдум-таяк» («Палочка любви»).
Три лезгинские свадебные песни в обработке для смешанного хора (1967): «Суваллай-яр» («Возлюбленный на лугу»), «Лагь бала («Скажи, дитя»), «Загъа-дур-загъа» (непереводимое сравнение любимого с самым прекрасным и дорогим сердцу существом).
Лезгинская свадебная песня «Вили-виледа»; песни «Аман адахлы», «Ксан я, гада, ксан я » и мн др.
ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
«Фантазия на темы песен Ахмеда Цурмилова» (1962). «Фантазия на темы современных песен Дагестана» (1967). «Фантазия на темы песен Хизгила Ханукаева» (1968). «Три эскиза» (1964), сюиты, танцы и т. д.
ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
«Моя Родина» — вокально-симфоническая сюита в четырех частях (1961): «Песня ковровщиц», «Ночь», «Утро», «Песня дружбы».
«Пионерская кантата» в пяти частях (1965).
«Портрет Ленина» — оратория по поэме Р. Гамзатова «Горцы у Ленина» (в работе).
КАМЕРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Квартет фа мажор для двух скрипок, альта и виолончели: (1960—1961).
Инструментальные миниатюры.
ДЛЯ ОРКЕСТРА ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
«Праздничная увертюра» (1957).
«Концертная лезгинка» (1957).
«Два танца Дагестана» (1958): «Лезгинский танец», «Даргинская мелодия и танец»
«Дагестанский марш» (1953, совместно с Б. Кулиевым).
«Второй Дагестанский марш» (1954, совместно с С. Агабабовым).
Ряд переложений классической музыки (Моцарт, «Маленькая ночная серенада» и др.)
МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ
«Счастливые», «Волшебные тыквы», «Нур-Эддин — золотые руки» (1959), «Ашуг Саид» (1959), «Цветок России» (1961), «Первый камень» (1967), «Доктор Тавриз» (1967), «Фатима» (1967).