Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


ФотоБИОГРАФИЯ С. А. КЕРИМОВА


Сейфулла Асадуллаевич Керимов родился 14 ноября года в лезгинском селении Уллугатаг Касум-кентского района Дагестанской АССР в семье кресть­янина. В предреволюционные годы семья жила в Баку, где отец будущего музыканта работал на нефтепромыслах. «Но это не была постоянная рабо­та,— рассказывает С. А. Керимов, — поэтому родите­ли больше вели кочевой образ жизни, поселяясь то в родном селении, то на хуторе близ железнодорожной станции Самур».

Детские годы композитора прошли в Самуре и Дербенте. После смерти отца мать с четырьмя деть­ми вернулась в Уллугатаг.

В 1935 году, после окончания сельской школы, Керимов поступил в Махачкалинское музыкальное училище (до этого он самостоятельно научился играть на народных инструментах, легко импровизировал на кеманче. Его первым педагогом был X. М. Ханукаев, обучивший его игре на скрипке и теоретическим пред­метам. В 1938 году Керимов по совету своего учителя перевелся в Одесский музыкальный техникум, где ра­ботал знаменитый педагог профессор Столярский. В 1941 году С. Керимов - уже студент Одесской консерватории, но начавшаяся война прервала учебу.

С 1942 года он работает артистом оркестра в Ансамбле песни и танца народов Дагестана. В соста­ ве специальной фронтовой бригады молодой музыкант выступает в частях действующей армии.

После окончания войны Керимов переходит на работу в Комитет по радиовещанию, где в течение почти 20 лет работает редактором и художественным ру­ ководителем музыкального вещания, а потом дириже­ ром оркестра дагестанских народных инструментов и, наконец, дирижером симфонического оркестра.

Одновременно С. А. Керимов ведет (с 1952 года) ряд теоретических предметов, в том числе курс народн ого музыкального творчества, в музыкальном учили­ ще, а с 1964 года возглавляет Махачкалинскую музыкальную школу.

К послевоенным годам относится и начало компо­ зиторской и музыковедческой деятельности Керимова. Интерес к сочинению у него возник под влиянием соз­данной в 1948 году композиторской студии, которой руководил московский композитор Г. П. Фельдман.

В 1951 году Керимов - к этому времени уже автор р яда удачных песен — стал студентом-заочником Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

В 1956—1958 годах он совершает фольклорные экспедиции в Касумкентский, Ахтынский, Магарам кентский районы Дагестана, собирая материал для своей наиболее значительной музыковедческой работы «Народное музыкальное творчество лезгин» (издана в Махачкале в 1961 году). В 1956 году Керимов пишет очерк о музыкальной культуре Дагестана для книги «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» («Музгиз», 1956 год).

В 1958 году С. А. Керимов закончил институт имени Гнесиных, а в 1969 году стал членом Союза компо­ зиторов СССР.

Заслуги С. А. Керимова неоднократно отмечались правительственными наградами. В 1960 году ему было присвоено почетное знание народного артиста Дагестанской АССР.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. А. КЕРИМОВА 

ПЕСНИ

«Дорогу юным» (1948), сл. С. Маршака; «Ожидание» (1949), •сл. А. Ибрагимовой; «Песня о Родине» (1950), сл. Т. Хрюгского; «Три девушки» (1950), сл. Ш.-Э. Мурадова; «Аварская песня о мире» (1951, хоровая аранжировка Г. А. Гасанова); «Песня об Избербаше» (1956), сл. Т. Хрюгского; «Привет», «Сон» (1957, лакский текст Г. Саидова); лезгинская песня «Ты нравишься мне» (1957); кумыкская песня «Ты цветок моей души» (1959); «В горном ауле» и «Дороги мира» (1957), сл. Абигасанова; «Огни маяков» (1961), сл. А. Саидова; «Песня строителей» (1961), сл. Ш.-Э. Мурадова; «Город дружбы»; «Мы славим Да­гестан»; «Песня о черешне»; шуточная песня «Назму Хайбай»; цикл «10 песен о Ленине и Октябре» (1957), сл. А. Саидова, А. Дмафарова, Ш.-Э. Мурадова; «Баллада о Казимагомеде» (1967); 15 песен для голоса с фортепиано (тексты на русском языке) и мн. др.

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

«Десять хоров без сопровождения на темы дагестанских на­родных песен» (1958): лезгинские — «Мулейли», «О мои горы», «Я-ле-ле», «Пери-зада»; аварские — «Песня без слов», две лири­ческие песни; кумыкские — «Сад яблонь», «Ассай», «Суйдум-таяк» («Палочка любви»).

Три лезгинские свадебные песни в обработке для смешанно­го хора (1967): «Суваллай-яр» («Возлюбленный на лугу»), «Лагь бала («Скажи, дитя»), «Загъа-дур-загъа» (непереводимое срав­нение любимого с самым прекрасным и дорогим сердцу существом).

Лезгинская свадебная песня «Вили-виледа»; песни «Аман адахлы», «Ксан я, гада, ксан я » и мн др.

ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

«Фантазия на темы песен Ахмеда Цурмилова» (1962). «Фантазия на темы современных песен Дагестана» (1967). «Фантазия на темы песен Хизгила Ханукаева» (1968). «Три эскиза» (1964), сюиты, танцы и т. д.

ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ

«Моя Родина» — вокально-симфоническая сюита в четырех частях (1961): «Песня ковровщиц», «Ночь», «Утро», «Песня дружбы».

«Пионерская кантата» в пяти частях (1965).

«Портрет Ленина» — оратория по поэме Р. Гамзатова «Горцы у Ленина» (в работе).

КАМЕРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Квартет фа мажор для двух скрипок, альта и виолончели: (1960—1961).

Инструментальные миниатюры.

ДЛЯ ОРКЕСТРА ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

«Праздничная увертюра» (1957).

«Концертная лезгинка» (1957).

«Два танца Дагестана» (1958): «Лезгинский танец», «Даргинская мелодия и танец»

«Дагестанский марш» (1953, совместно с Б. Кулиевым).

«Второй Дагестанский марш» (1954, совместно с С. Агабабовым).

Ряд переложений классической музыки (Моцарт, «Маленькая ночная серенада» и др.)

МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ

«Счастливые», «Волшебные тыквы», «Нур-Эддин — золотые руки» (1959), «Ашуг Саид» (1959), «Цветок России» (1961), «Первый камень» (1967), «Доктор Тавриз» (1967), «Фатима» (1967).

 

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов