Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


ГОТФРИД ГАСАНОВ

По всем канонам жизни , творчества , человеческих и художественных качеств Готфрид Гасанов мог бы быть отнесен к лику святых - столь высока ценность его нравственных и подвижнических качеств

"Да святится имя твоё!"

Прославленный композитор , педагог , просветитель , гражданин - как много выпало на долю этого кра сивого во всех отношениях человека за долгих сто лет трагического века . Физически уйдя из жизни тридцать пять лет назад , он вновь вернулся к нам в ореоле славы и как музыкант , и как чистый глоток воды в замутненное время беспредела и растерянности . Мы , кто его знал , находим силы жить и надеяться на чтото человеческое , вспоминая его , молясь на имя его и на кристально чистое творчество его .

Как солнца дар , как дар Божий приняли мы его оперу " Хочбар ", вернувшую нам чувство и собственного достоинства , и забытой красоты бессмертных песен народов Дагестана. Мы так проголодались по правде , по красоте , что, не явись нам сегодня " Хочбар ", мы чувствовали бы себя униженными и оскорбленными .

Почему именно с " Хочбара " я начал слово о Готфриде Гасанове ? Потому , что оно сегодня здесь , с нами , его можно пощупать , почувствовать , потрогать . А сама слава композитора началась с блистательных фортепианных концертов ( их два ), лирических пьес для того же фортепиано , прелюдий , романсов " Я на кровле одна ", " Забыть ли гор твоих громады ?", " Соловей ", сборника "100 песен народов Дагестана ", ярких работ по осмыслению этих же песен (" Кумыкские йыры "), кантат и многих , многих творений , принесших автору широкую славу и известность , ставших и нашей гордостью , и нашим богатством .

За первый концерт для фортепиано с оркестром и за кантату на стихи Расула Гамзатова Готфрид Алиевич Гасанов был дважды удостоен Государственных премий . Многие республики могут этим похвастаться ?! И это в самом начале музыки Дагестана - музыки профессиональной , музыки , принесшей Дагестану громкую и заслуженную славу .

Даже само открытие Союза композиторов Дагестана оказалось явлением неординарным для всех тех , кто любил музыку : Союз композиторов Дагестана благодаря именам Готфрида Гасанова , Наби Дагирова , Сергея Агабабова , Мурада Кажлаева был назван в музыкальном мире " Могучей кучкой ", с намеком на его духовную и творческую потенцию и близость к могучим деяниям величайших композиторов русской культуры - Мусоргского , Бородина , Римского - Корсакова , Балакирева . Это тоже была честь для нас , которой надо было дорожить , а славу эту приумножать .

И во всех этих деяниях первенствовали благородное имя Готфрида Га - санова , его незаурядный талант и чувство Гражданина .

Говоря о Гасанове , мне не хотелось бы , чтобы у читателя создалось мнение , что жизнь Гасанова была окружена одной славой , восхищением , дружбой . Готфрид Алиевич , как никто ( не чета нам !), умел называть вещи своими именами и , естественно , имел и множество недоброжелателей , и даже открытых врагов , до сих пор пытающихся у него отнять высокое место в композиции и в культуре республики и страны . И , может , еще и потому мы не имеем в городе достойного его деяния памятника и улицы , состоящей не из трех домов , как ныне , а более достойной ?!

Тех , кто интересуется жизнью , творчеством , анализом произведений Г. Гасанова , можно отослать к фундаментальной книге Манашира Якубова " Отец дагестанской музыки ", работе , которую нелишне было бы переиздать . Я сам являюсь одним из учеников Готфрида Алиевича . Их у него было немало : Камиль - Паша Алискеров, Али Кахриманов, Казбек Шамасов, Са лим Казиявов, Магомед Касумов, Виктория Эбергардт , Аркадий Агабабов и блистательный , так рано ушедший от нас Сергей Агабабов .

Надо было обладать особым мужеством и чутьем , чтобы решиться обучать совершенно " исторически " не готовых к композиции великовозрастных ребят столь сложному ремеслу , как сочинение музыки . Многие из нас были совершенно неграмотны в музыке , не говоря о нулевом умении играть на рояле. Это тоже был подвиг .

Готфрид Алиевич , как определило его само Время , был глубоко убежден , что ноту в дагестанскую музыку должны внести и эти " далекие " от музыки люди , отличающееся только тем , что они изнутри знали свою национальную культуру, язык , этику и были готовы слушаться , обучаться у этого неистового человека и учителя .

Как бы много и долго я ни писал о Готфриде Алиевиче Гасанове , мне не под силу даже близко описать место и положение , занимаемые им в духовной культуре Дагестана .

Мы слишком долго были заняты собою и только сейчас начинаем понимать , вновь открывать его для самих себя , для истерзанных душ своих . Великие люди к нам приходят , когда нам особенно тяжело . Так и Готфрид Алиевич - надо было прожить долгих сто лет , чтобы мы стали узнавать в нем самих себя , нуждаться в нем , искать силу и опору в его непревзой денных сочинениях - " Хочбаре ", фортепианных концертах , романсах , песнях .

Честь и слава ему - великому и скромному сыну Дагестана! И записи эти мне хочется закончить теми же словами , какими я начал эти свои воспоминания : " Да святится имя его!"

Ш . Р . ЧАЛАЕВ, композитор , заслуженный деятель искусств Дагестана , лауреат Государственной премии РФ

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов