Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


МИХАИЛ МАТАТОВИЧ ИХИЛОВ

Михаил Мататович родился 7 ноября 1917 года.
Естественно, в его судьбе отразились и взлет энергии почувствовавших равноправными малых народностей Дагестана в содружестве всех народов страны, и трудности, и сложности исторического пути нашего государства за последние 80 лет. Он был достойным сыном своего народа - горских евреев, родного Дагестана и своей Отчизны.
Михаил Мататович молодым человеком защищал нашу Родину от фашистских захватчиков, вступив в бой в первые же дни войны лейтенантом после окончания артиллерийского училища. Сначала сражался в Прибалтике, потом - на Ленинградском фронте. О том, что он был хорошим воином, свидетельствуют его боевые награды и тяжелые ранения.
После войны, окончив институт, посвятил свою жизнь науке. Вся научная деятельность Михаила Мататовича была связана с институтом истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Из этого коллектива он поступил в аспирантуру института этнографии АН СССР в Москве, где высокую квалификацию получил под руководством известных отечественных ученых - профессора М.О. Косвена, академика С.П. Толстова, успешно защитил кандидатскую диссертацию в конце 1949 г.
За годы работы в научном коллективе Михаил Мататович стал крупным ученым, плодотворно работавшим над изучением истории, культуры, этнографического уклада, быта многих народов Дагестана. А Дагестан он знал прекрасно в результате многолетних экспедиционных поездок. Михаила Мататовича ценили в институте как серьезного и вдумчивого исследователя, считались с его мнением, уважали как умного, хорошего человека, любили за веселый нрав, чувство юмора, за мужество и принципиальность, за отзывчивость и помощь молодым ученым. Его хорошо знали в среде кавказоведов страны. Он дружил с многими учеными Северного Кавказа, Азербайджана и Грузии.
Михаил Мататович оставил после себя богатое творческое наследие. Лучшим памятником ему являются его труды, широко известные в научном мире, не потерявшие своего значения и в наши дни, в условиях переосмысления ценностей.
Уже первая его научная работа - кандидатская диссертация, посвященная сложной истории, быту и культуре горских евреев с древнейших времен до наших дней, стала первой в исторической науке Дагестана и бывшего СССР в этой области.
И хотя эта работа, рекомендованная ученым советом института этнографии АН СССР к печати, осталась не опубликованной, по обстоятельствам, не зависящим от автора, на ее основе в последующем был выполнен Михаилом Мататовичем ряд статей по истории горских евреев, опубликованных в институтских сборниках "Народы Дагестана", изданных в 1955 г. в Дагестане и в Москве. Его статьи о "горских евреях" вошли во всесоюзные сборники "Народы Кавказа" и "Народы СССР", изданные институтом этнографии в Москве в начале 60-х г. Статья Михаила Мататовича "Горские евреи" вошла во второе издание Большой Советской Энциклопедии.
Список трудов ученого очень обширен. Заслуживает особого внимания его книга "Народности лезгинской группы" изданная в 1968 г., в которой сказалось его дарование как ученого-этнографа. Это исследование стало ценным вкладом в историческую науку, представив историко-этнографическое описание лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров и аголов с древнейших времен до начала XX века.
Михаил Мататович был одним из ведущих разработчиков проблемы консолидационных процессов в Дагестане, принимал участие в решении многих сложных и актуальных проблем истории Дагестана. Заслуживают внимания его наблюдения по истории Хазарии, имеющиеся в разных его трудах и статьях, и многие другие вопросы истории Дагестана.
Широк был круг научных интересов Михаила Мататовича, но у него были две любимые темы. Это "История Дербента", его родного города, и "История горских евреев", над которыми он работал всю жизнь.
Серия статей по истории древнего и средневекового Дербента, опубликованных им в 60 - 70-е годы в республиканских газетах и журнале "Советский Дагестан", вызвали неизменный интерес. А его публичные лекции, когда он бывал в Дербенте, собирали большие аудитории, слушателей особенно привлекали свободная доступная форма изложения, огромная эрудиция, возможность получить ответы на множество вопросов, связанных с прошлым и настоящим Дербента, Дагестана, Кавказа и сопредельных стран.
В живом общении с людьми проявлялись глубокие знания по истории Ирана, Турции, Ближнего Востока, античного и арабского мира. Он был прекрасным знатоком религий.
В 80-е г., уже будучи в секторе социологии ИИЯЛ, Михаил Мататович, работал над проблемами социологического изучения религиозности населения республики, вновь обращается наряду с рассмотрением других религий к истории Иудаизма.
Следует отметить, что эта работа, навязанная отделу "сверху" партийными функционерами в целях выработки рекомендаций по борьбе с пережитками религий в Дагестане, вылилась по существу в огромное исследование истории религий в нашей республике. И когда "сверху" потребовали дать в расширенном виде рекомендации по борьбе с религиозными пережитками, Михаил Мататович отказался продолжить ее, т.к. данные, собранные им, свидетельствовали об обратном процессе, о набирающей силу скрытой и открытой религиозности населения.
В планах Михаила Мататовича была подготовка этого труда к печати в свете новых процессов в нашем обществе, но он успел лишь заново переработать, дополнить новыми материалами книгу по истории горских евреев. Смерть застала его за последней вычиткой ее. А последней публикацией его по этой теме стала большая статья "Горские евреи", вышедшая в США на английском языке в "Энциклопедии мировых культур" (1994г.).

"Газета евреев Северного Кавказа", 1997 год

 

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов