Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


Шейх М.Ярагский был лезгином...

В третьем номере республиканского обшественно-политического журнала «Народы Дагестана* была опубликована статья М.Рамазанова «Этнокультурное развитие агулов», где высказывается мнение об агульском происхождении учителя трех имамов, шейха Магомеда Ярагского и главного героя повести А.Бестужева- Марлинского «Мулла Нур». За разъяснениями по поводу происхождения Ярагского я обратился к известному арабисту, ведущему специалисту по эпиграфическим надписям, доктору исторических наук А.Р. Шихсаидову, который имеет прямое родственное отношение к М.Ярагскому. На мой вопрос, не является ли М.Ярагский агульцем, он ответил отрицательно и добавил, что никаких письменных документов, подтверждающих такой факт, нет. Ну а как же тогда с надписью на могильной плите, где будто указано село Квардал? «Не Квардал, а Курали написано там, а что касается версии Квардала - это ошибочное мнение Г.Садыки, которое быстро подхватили другие», - ответил ученый. Да и на самом деле, если бы он был агульцем, то его потомки, в том числе и А. Шихсаидов, знали бы о своих агульских корнях. К примеру, депутат Народного Собрания Г.Абашилов знает, что его 18-е колено было из лакского села Хосрех. Помнит свое лезгинское происхождение известный композитор, лакец по национальности М.Кажлаев, предки которого из села Мискинджа переселились в начале XIX века в Кази-Кумух. Известный политолог, Герой России М .Толбоев также помнит о своем лезгинском происхождении. Список можно продолжить.
Того же мнения придерживается доцент ДГУ, историк и арабист Айтберов Т.М. В статье «Эпиграфические памятники», опубликованной в журнале «Лезгистан», №3-4, 1993 г., речь идет о надписи на могиле от 1904 г., упоминающей Хаджи Исмаила-эфенди Ярагского, сына Махамада-эфенди, сына Исмаила-эфенди, сына шейха Малла Камала, сына Назура. Происхождение Назура в эпитафии не указано, Квардал в эпитафии не упомянут.
Ни о каком своем «агульском» происхождении не знает прямой потомок в шестом колене известный стоматолог, проживающий в Махачкале, Шекспир Яраги. Я поинтересовался, как называется его род в сел. Яраг-Казмаляр, чтобы узнать, связан ли он с агулами или квардалами - увы, нет. Род Ярагских в селе называется «фекьияр», что в переводе с лезгинского означает «священнослужители». Доктор философских наук, профессор ДГУ Муслимон С.Ш. утверждает: «Моя жена Земфира - из села Яpar, родины Ярагского. Ее родители, бабушка и дедушка хорошо знают родословную Магомеда Ярагского. Он сам и вся его родня - лезгины и никакого отношения не имели к другим этносам. Утверждение Рамазанова М., бывшего секретаря агульского райкома партии, является, на мой взгляд, пустым вымыслом. Только непонятно, зачем бывшему борцу против святых мест теперь нужно «присвоение» чужих святых?» По дороге в Тпиг в долине Магу-дере в период «коммунизма» было уничтожено святое место (зиярат). Агульцы, даргинцы, лезгины, живущие в этом регионе, все еще хорошо помнят имена организаторов этого кошмара.
А.Г. Агаев, ведущий философ, автор книги о М.Ярагском, как и ученый- исламовед, А.Р. Шихсаидов и др., утверждает, что Магомед Ярагский не был ни лакцем, ни аварцем, ни агульцем, ни табасаранцем, а был лезгином, но был связан со всеми народами Дагестана.
Дальше М.Рамазанов о герое повести А. Бестужева- Марлинского «Мулла Нур», которого он также ошибочио считает агульцем, пишет: «У агульцев есть право гордиться тем, что прототипом первого произведения русского писателя о Дагестане и дагестанцах стал именно агулец». Видимо, М. Рамазанов не был знаком с историей написания повести «Мулла Нур», в которой, как и в истории повести «Хаджи-Мурат» Л.Толстого, подробно описывается, как была создана повесть, основываясь на конкретных фактах. Благородный разбойник Мулла Нур - «гроза Дагестана», современник А. Бестужева-Марлинского - встретился с ним в Тенгинском ущелье, недалеко от Шемахи, рассказал о себе. Так, вероятно, автор повести узнал, что он родом из лезгинского села Чечи (ЧичIер - лезг.) Кубинского уезда, ассимилированного тюркам и  могулами.
Мне очень жаль, что разочаровал М.Рамазанова. Честно говоря, мне не так важно, какому народу принадлежал он, и мне не хочется, чтобы меня обвиняли в национализме. Однако же нельзя допускать фальсификации исторических фактов. Такая тенденция наблюдается в последнее время в целях подчеркивания исключительности своего народа. Хорошо, что родное село Хаджи Дауда - Додели Кубинского уелда - указано в исторических документах» иначе его бы тоже присвоил себе любой малочисленный народ.

 

Н.Гаджиев, историк

 

 

На титульную страницу >>>

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов