Мир - вашему дому, покой - вашей душе!


УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

Отношение к женщине было весьма противоречиво.  Женщина пользовалась большим уважением в обществе, но в то же время была бесправна в семье, даже по отношению к собственным детям.  Мужчина относился к ней как к существу более низкому, основная тяжесть домашних работ приходилась на нее: приготовление одежды, пищи, ведение всевозможных хозяйственных дел и многое другое.  Однако на этом основании делать заключение о приниженности женщины вряд ли обоснованно.  Как правильно подчеркивал Ф.  Энгельс, "разделение труда между обоими полами обуславливается не положением женщин в обществе, а совсем другими причинами.  Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, "чем полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше подлинного уважения, чем наши европейцы".

Сравнительно-этнографическое изучение быта народов Кавказа позволяет утверждать, что отношение к женщине у лезгин было более уважительным, чем у остальных горцев.  Она занималась домашними работами и пользовалась уважением и почетом среди своих домочадцев, хотя внешне отношение к ней было суровым.  Большим позором считалось рукоприкладство по отношению к женщине, оскорбление и унижение ее в какой бы то ни было форме.  Позором покрывал себя тот, кто, вопреки обычаю, поднимал руку на женщину, словом или действием скорблял ее честь.  

Oскорблять жену, а тем более бить ее, считалось отвратительным поступком, от такого человека отворачивалось общество, такое оскорбление приравнивалось к кровной обиде.  Как ни безрадостна жизнь женщины, однако нужно сказать, что у лезгин крайне редко встречаются акты грубости и насилия против нее.  Бить женщину считается позором.  Если семейный раздор дошел до крупной размолвки, жена уходит в дом родителей и со стороны мужа начинаются хлопоты о примирении.  

Об исключительном положении женщины-лезгинки в обществе свидетельствует и нераспространение на неe кровной мести.  Какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину.  Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества.  

Об уважении к женщине, почитании, вежливо-скромном отношении к ней свидетельствуют и следующие правила поведения и знаки внимания.  Если женщина и мужчина шли рядом, то женщина занимала правую сторону, а если вместе с ней шли двое мужчин, то — между ними.  В обоих случаях эти положения считались самыми почетными.  Наибольшее количество этикетных норм было связано с женщиной.  До каких бы пределов не дошло опьянение пирующих мужчин, как бы развязно не вела себя компания молодежи, как бы сильно не было ожесточение ссорящихся, дерущихся или сражающихся — одно появление женщины обуздывало буянов, останавливало и прекращало кровопролитие.  Двусмысленное слово в присутствии женщин, неосторожное движение во время танцев, развязность в обращении с девушкой вызывали осуждение всего общества.

Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сняв платок, бросала его между ними.  Так было и у других кавказских горцев.  В присутствии женщины совершенно не допускались неприличные выражения.  Мстить женщине считалось позором, недостойным мужчины.

Этикет предписывал мужчине оберегать женщину, помогать ей.  Так, например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги.  Просьбу женщины о помощи мужчина выполнял беспрекословно.  В семейной жизни мужчина был первым лицом, хотя и не безраздельным господином.  Жена оказывала мужу внешние знаки почтения и покорности — таков обычай, но фактически делами семьи управляла женщина.

Особенным уважением пользовалась старейшая среди женщин.  Ее появление в обществе поднимало на ноги всех мужчин младше нее.  Она пользовалась непререкаемым уважением и почетом.  Были случай, когда она занимала место главы семьи после смерти мужа, управляя хозяйством вместе с одним из сыновей.  Во многих случаях большая семья сохранялась, пока была жива старшая женщина.  Своим большим авторитетом она сплачивала домочадцев, не допускала ссор между невестками и другими членами семьи, требовала от женщин одинакового отношения ко всем детям семьи, свято соблюдала традиции; ее слово для всех было законом.  Она руководила не только женскими работами, но и заведовала кладовой, где хранились пищевые припасы семьи.  Она была настолько почитаемой, что только она могла вместе с мужчинами сидеть за трапезой.

Ч1ехи диде пользовалась большим авторитетом.  К ней обращались за советом все женщины, она была главной хозяйкой-распорядительницей во время свадьбы, похорон, поминок.  

Вежливость требовала от молодой лезгинки уступить дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии.  Разговаривать при мужчине женщина не в коем случае не могла, даже при близких родственниках она говорила шепотом.  Ответную вежливость проявляли и мужчины.  Всадник, встретив в пути (в поле) женщину, спешивался и провожал ее до места назначения, на время отложив все дела, какими бы важными они не были.

Наряду с этикетом предусматривались некоторые другие правила поведения, которые из-за своей консервативности вряд ли заслуживают возрождения к жизни.  Вот некоторые из них.  Муж должен был избегать своей жены, при посторонних не оказывать ей никаких знаков внимания.  Жена не сопровождала своего мужа в поездках, когда же они встречались случайно в обществе, то приходили в замешательство и делали вид, будто не знают друг друга.  Муж мог посетить свою жену только тайком, а говорить с мужем о жене или спрашивать о ее здоровье считалось предосудительным.  Только старость приобретала некоторую привилегию на смягчение этих строгих правил.  Считалось неприличным, когда женщина показывалась гостю, если гость спрашивал хозяина о здоровье жены, если муж сопровождал жену, если они шли к общим родственникам или соседям.  Жена не имела права называть по имени мужа, его родственников, никогда не произносила их фамилии, имена старших женщин — родственниц своего мужа.  В этих случаях она прибегала к иносказательным формам "муж такой-то женщины", "их фамилия", "ее мужа зовут так же, как и супруга нашей общей знакомой" и т. д.  

Невестки обычно соблюдали обычай не говорить вслух при взрослых мужчинах в особенности при свекре и старших деверях. Некоторые соблюдали этот обычай до конца своей жизни.   Обычай запрещал мужчине говорить о своей жене в обществе, но если приходилось, то говорил о ней без проявлений нежности.  "С ней заговорить, поспорить, пошутить, спросить совета, вообще всякое проявление человеческих чувств к жене в присутствии других считаются позором".  Все это давно стало анахронизмом, обычаи эти были порождены суровой действительностью прошлого и сегодня кажутся нам странными.

Если женщина сидела у себя во дворе, она должна была встать, когда мимо проходил мужчина.  Даже ее отношение к детям, по смыслу обычая, ограничивалось только тем, что она поила, кормила их в раннем детстве и не принимала участия в определении их жизненных судеб.

При входе в дом жениха, невеста дожна разбить тарелку (эту традицию в основном в деревнях соблюдают), да и еще, невеста должна взять муки и прикоснуться рукой к двери, при входе в каждую комнату, а в конце и в свою, согласно традиции, тарелку с мукой должна держать мама жениха.

 

 

На главную страницу >>>

 

 

Цитата месяца: "Целые народы ненавидят уроды" М. Бабаханов